infobaza.by / разное / автобаза / обзор рынка новых автомобилей в беларуси за 2008 год

Обзор рынка новых автомобилей в Беларуси за 2008 год

Общие тенденции

По данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) в 2008 году емкость рынка новых импортных автомобилей в Республике Беларусь составила 25 296 автомобилей. В процентном выражении совокупный рынок легковых и коммерческих автомобилей вырос на 43,3%. Тем не менее, 2008 год продемонстрировал замедление темпов роста рынка. В 2007 году по сравнению с 2006 рынок вырос на 76,5%.

Рыночные доли операторов рынка в 2008 году:

Топ-20 операторов рынка в абсолютном выражении:

марка

2008

2007

1

Volkswagen

6334

3491

2

Toyota

2703

2004

3

Mazda

1702

717

4

Kia

1247

662

5

Daewoo

1204

884

6

Ford

1098

494

7

Peugeot

1030

824

8

Dacia

1014

864

9

Mitsubishi

933

813

10

Skoda

871

797

11

Renault

714

698

12

Hyundai

538

605

13

Fiat

529

305

14

Chevrolet

524

509

15

Great Wall

506

253

16

Suzuki

446

343

17

Opel

442

314

18

Mercedes-Benz

427

361

19

Honda

398

349

20

Subaru

313

331

Аналитики автомобильного рынка делят 2008 год на две части: первые 10 месяцев до наступления экономического кризиса и последние два месяца (ноябрь и декабрь), когда рынок почувствовал кризисные веяния.

Одним из основных факторов, оказавших наибольшее влияние на развитие рынка, являлось упрощение кредитных схем и выгодные процентные ставки по кредитам в пределах 10-12%. Размеры процентной ставки стали возможны вследствие стабильности экономики и курсов доллара и евро к белорусскому рублю. К факторам, способствующим росту автомобильного рынка следует также отнести рост благосостояние населения и удорожание автомобилей на вторичном рынке, которое имело место в середине 2008 года.

Если рассматривать общий рынок иностранных автомобилей (легковые + коммерческие автомобили) наиболее преуспели на рынке бренды, которые входят в состав Международного автомобильного холдинга Атлант-М. Компания Volkswagen увеличила свою долю до 25,04%. С подобной рыночной долей белорусский импортер Volkswagen вышел на второе место в мире и первое в Европе. Дилер Mazda поднялся в табеле о рангах с восьмого на третье место с рыночной долей 6,73%. Дилер Kia взошел на четвертую ступеньку (поднявшись с 10 места), увеличив рыночную долю до 4,93% рынка.

Рынок легковых автомобилей вырос на 44,46%: в 2008 году зарегистрировано 22018 автомобилей. В данном сегменте Volkswagen увеличил свою рыночную долю на 5,27% и контролирует 19,97% рынка легковых автомобилей. Компания Mazda увеличила свою долю на 3,03%. Заметного прогресса достигли также марки Kia и Ford.

Доли операторов рынка в сегменте легковых автомобилей в 2008 году:

Топ-20 операторов сегмента легковых автомобилей в абсолютном выражении:

марка

2008

2007

1

Volkswagen

4397

2244

2

Toyota

2701

1999

3

Mazda

1702

717

4

Kia

1247

662

5

Daewoo

1204

884

6

Ford

1055

442

7

Dacia

1014

864

8

Mitsubishi

933

813

9

Skoda

870

797

10

Peugeot

606

429

11

Hyundai

534

598

12

Chevrolet

524

507

13

Great Wall

506

253

14

Suzuki

446

343

15

Renault

428

393

16

Opel

427

312

17

Honda

398

349

18

Mercedes-Benz

370

321

19

Subaru

313

331

20

Audi

281

290

Наибольшее предпочтение клиенты отдали легковым автомобилям класса А (5758 автомобилей). Связано это со стремлением к покупке более экономичного автомобиля в приемлемом ценовом сегменте. Вторым по обхвату рынка следует класс внедорожников SUV (5339 автомобилей). Замыкает тройку лидеров класс седанов В (3826). В прошлом году ситуация была практически аналогичной, за тем лишь исключением, что третьим шел компакт-класс A0 - ныне четвертый.

Как следствие популяризации здорового образа жизни и активного отдыха всей семьей, самым динамичным классом 2008 года по праву считается класс MPV (+64,2%). Вслед за ним рос B класс (+53,5%) и класс SUV (+51%).

Рынок коммерческих вырос на 34,56%: зарегистрировано 3278 автомобилей. Данный сегмент с абсолютным перевесом контролирует Volkswagen - рыночная доля 59,09% (+7,89%). Следом идут Peugeot (падение доли с 16,2% до 12,93%). Fiat (10,25%) потеснил Renault (8,72%) с третьего места.

Рынок коммерческих авто в классовом разрезе выглядит следующим образом: класс легких коммерческих фургонов CDV набрал 23,08%, а сегмент T5 (грузоподъемность до 3,5 тонн) - 27,8%. В 2008 году белорусские предприниматели и субъекты хозяйствования относились к покупке коммерческих автомобилей как к инструментам повышения собственной конкурентоспособности.

Доли операторов рынка в сегменте коммерческих автомобилей в 2008 году

Операторы сегмента коммерческих автомобилей в абсолютном выражении:

марка

2008

2007

1

Volkswagen

1937

1247

2

Peugeot

424

395

3

Fiat

336

207

4

Renault

286

305

5

Citroen

111

49

6

Mercedes-Benz

57

40

7

Iveco

55

76

8

Ford

43

52

9

Opel

15

2

10

Lublin

5

37

11

Hyundai

4

7

12

Nissan

2

12

13

Toyota

2

5

14

Skoda

1

0

В 2008 году операторы рынка выбрали в качестве одного из основных направлений - расширение территории присутствия в регионах. В областных центрах открывались новые региональные дилеры, и как следствие - снизилась доля столичного региона, а остальные центры набрали в весе:

  • Минск (-6,67%);
  • Минская область (+1,62%);
  • Брестская область (+1,06%);
  • Гродненская область (+1,53%);
  • Витебская область (+1,22%);
  • Могилевская область (+0,78%);
  • Гомельская область (+1,88%).

Анализ по типу собственников показал, что среди клиентов автоцентров доминируют физические лица, и их доля выросла до 70,51% против 29,49% юридических. Аналогичная ситуация и в сегменте легковых авто: 77.36% к 22,64%. Сегмент коммерческих автомобилей - вотчина юридических лиц, однако по сравнению с предыдущим годом их доля сократилась с 76,81% до 75,53%.

Анализируя регистрацию по месяцам, сделаем вывод, что самым результативным месяцем стал октябрь - в Беларуси зарегистрировано 2833 легковых и 394 коммерческих автомобиля.

Говоря о периоде ноябрь-декабрь 2008 года нельзя обойти стороной последствия мирового финансового кризиса, затронувшего и Республику Беларусь. Именно они и сформировали предпосылки, с которыми автомобильные компании вошли в 2009 год.

Факторы, тормозящие развитие автомобильного рынка:

  • девальвация национальной валюты;
  • снижение благосостояние населения;
  • удорожание и недоступность кредитных ресурсов;
  • ограничения на покупку валюты для импортеров;
  • запрет на покупку автомобилей предприятиям с государственной формой собственности.

Как результат - 25-процентное падение спроса на новые автомобили в январе 2009 года. По прогнозам аналитиков, продажи автомобилей в 2009 году сократятся на 25-30%. Как следствие, увеличиваются постоянные издержки в расчете на одну машину. Чтобы удержаться на плаву, автопроизводители будут вынуждены поднять цены на автомобили 2009 модельного года минимум на 5%, чтобы компенсировать потери. Вновь приходится констатировать, что первый квартал 2009 года - наиболее благоприятный период с точки зрения приобретения автомобиля.

.

В качестве одной из мер по сохранению старых и привлечению новых клиентов, операторы автомобильного рынка будут развивать личностный подход к каждому клиенту и проводить политику, ориентированную на клиентов.

Читайте также: