infobaza.by / интервью / автобаза / маз выпустил 10 000 автобусов

МАЗ выпустил 10 000 автобусов

Журнал "АвтоБаза", №5-2009

Коллектив Минского автомобильного завода рапортовал об очередном успехе: в конце апреля изготовлен юбилейный, 10 000-й автобус МАЗ. Им стал городской низкопольный автобус среднего класса МАЗ-206.

На торжественном мероприятии, посвященном этому событию, состоялась передача «юбиляра» официальному дилеру ОАО «МАЗ» в Украине - компании ООО «МАЗТРАНССЕРВИС». Белорусская машина будет эксплуатироваться в качестве служебного транспорта на крупнейшем украинском предприятии г. Кривой Рог «АрселорМиттал Кривой Рог».

Символический ключ от нового транспортного средства генеральный директор ОАО «МАЗ» Николай Костень вручил директору ООО «МАЗТРАНССЕРВИС» Анатолию Шевченко.

На церемонии передачи юбилейного автобуса выступили Николай Костень, Анатолий Шевченко, директор автобусного производства Григорий Капач, директор Минского завода колесных тягачей Геннадий Синеговский, помощник генерального директора ОАО «МАЗ» по организации производства легковых автомобилей и спецтехники Александр Ракомсин.

Генеральный директор Н. Костень в своем выступлении особо подчеркнул, что сегодня автобусную марку минского автобуса знают во многих странах мира. «Наши автобусы ездят не только в Беларуси, но и в России, Украине, Казахстане, Польше, Румынии, Германии, Сербии, с недавних пор - на Кубе, куда мы отправили 100 автобусов, и в других странах. С прошлого года начались более глобальные поставки в Европу. Я хочу выразить искреннюю благодарность коллективу за добросовестный и качественный труд».

Геннадий Синеговский с 1995 по 2002 год работал директором автобусного производства автозавода. Сейчас он с теплотой вспоминает самое начало работы. «Непростое время. С выпуска первого автобуса до десятитысячного прошло 17 лет. Но не было бы экономического кризиса 90-х годов - вряд ли бы мы осуществили нынешний проект. Когда мы начинали организовывать автобусное производство, то по сути дела начинали делать все с нуля. Даже первые образцы порой готовили без всякой документации. Хорошо помню показательный пробег. Из пяти автобусов в парк только три доехали самостоятельно. Два остановились в дороге», - вспомнил нынешний генеральный директор МЗКТ.

Хорошо отозвался о белорусской технике Анатолий Шевченко. «В Украине с большим уважением относятся к продукции, которую вы выпускаете. Она очень популярна у нас. Сейчас в Киеве эксплуатируется более 300 единиц белорусского транспорта. Сотрудничество с вами для нас почетно и значимо», - откровенно признался гость.

Нынешний помощник генерального директора ОАО «МАЗ» по организации производства легковых автомобилей и спецтехники Александр Ракомсин, проработавший с 1995 по 2007 год техническим директором ПО «БелавтоМАЗ», имеет самое непосредственное отношение к выпуску автобусов. «Праздник не в том, что мы выпустили 10 000 автобусов, а в том, что у нас есть коллектив, которому нет равных на территории СНГ, - подчеркнул он в своем выступлении. - Сегодня он сам способен создавать машины любого типа. У всех нас была мечта, чтобы по Минску ходили только белорусские автобусы. Сегодня они ходят не только по столице, но и по всем городам республики».

В 1993 году цех по сборке и сварке автобусов Минского автозавода возглавил Григорий Капач, ныне директор автобусного производства.

- Григорий Эдвардович, примите наши поздравления, у Вас сегодня действительно знаменательный день.

- Пять лет назад Анатолий Шевченко подписал «контракт века» на 160 единиц белорусской техники. Это были автобусы МАЗ-103, «сочлененный» МАЗ-105, троллейбусы. Все они пошли в г. Киев. С тех пор и продолжается наше постоянное сотрудничество. В прошлом году украинский автопарк получил сотню наших автобусов. А в этом году должно быть двукратное увеличение, не меньше.

- Как все начиналось?

- Если кратко, то автобусное производство на заводе было основано в 1992 году. Впервые было подписано лицензионное соглашение о производстве автобусов не только на заводе, но и в республике. Да, вначале мы взяли за основу автобус из Германии, но постепенно создали свой новый белорусский товар. В 1993 году собрали первый автобус. А уже к 2000 году производство вышло на проектную мощность - 500 единиц в год. В том же году был выпущен тысячный автобус. Им стал МАЗ-106, а в 2006 году с технологических линий сошел и «пятитысячник». Тогда юбилейным стал туристический лайнер МАЗ-251.

- Что сейчас представляет собой автобусное производство?

- На производстве автобусов работают около 2 300 человек. Наш завод создал всю линейку и гамму автобусов, которые существуют в мире. За исключением лишь микроавтобусов, которых мы не выпускаем. В России, к примеру, подобную продукцию выпускают сразу несколько предприятий, а мы все производим на одном заводе. А это свыше 70 моделей и модификаций. К ним относятся городские автобусы: 6-, 12-, 15-метровые; сочлененные 18-метровые автобусы; междугородние автобусы МАЗ-152, туристические автобусы МАЗ-251, троллейбусы. Производим и специальные автобусы - санитарно-гигиенические, которые работают в Санкт-Петербурге, а также автобусы для перевозки пассажиров в аэропортах.

- Минская продукция пользуется постоянным спросом?

- В 2004 году предприятие начало выпуск второго поколения автобусов «МАЗ», в 2008 году была проведена модернизация автобусов первого поколения. Мы выпускаем серийно автобусы стандарта Евро-3, производим крупные промышленные партии и практически можем производить 50% выпуска стандарта Евро-4. Таких автобусов сделали около 200 штук и все продали. Сейчас созданы образцы стандарта Евро-5, с июня начнем их промышленное производство. Отмечу, что наша техника соответствует всем требованиям международных стандартов.

Существуют хорошие перспективы сотрудничества с Ираном, Сирией. Тут есть свои особенности, но мы делаем все под заказ.

Поставили партию автобусов в Азербайджан, закупки будут продолжаться и далее. Идет поставка автобусов в Армению. Есть перспективы в отношениях с Венесуэлой: их заинтересовали МАЗы 206 и 256. Они очень хороши для узких горных дорог. Правда, нас просят обеспечить в этих марках коробку-автомат. Не проблема: в МАЗ-206 они уже есть. В целом эта страна готова купить нашу программу 2000 года. Об этом нам сообщил бывший гендиректор ПО «БелавтоМАЗ» Валентин Гуринович, который сейчас является послом Беларуси в Боливарианской Республике Венесуэле.

- Какие планы на этот год?

- Мы должны собрать не менее 1 800 автобусов. В прошлом собрали 1 811. Думаю, и сейчас меньше не будет. За первые три месяца продано 210 автобусов, то есть поставки в первом квартале 2009 года увеличились в сравнении с прошлым годом на 6%. Эта техника помимо Беларуси отправилась в Россию, Азербай-джан, Армению, Румынию, Польшу и Германию. Кстати, за всю историю завода в Россию было поставлено 3 316 автобусов, в другие страны СНГ - 742, в дальнее зарубежье - 719.

Завод выпускает 12 моделей автобусов и более 50 модификаций на их базе.

- Поговаривают, что на заводе не хватает производственных площадей, места, где можно было бы построить дополнительные площадки для развития производства автобусной техники, и поэтому есть предложение о создании отдельного автобусного завода.

- Такой эскизный проект имеется, уже сделана планировка. Идет экспертиза, и в ноябре, думаю, будет принято окончательное решение. На мой взгляд, выбранная под строительство площадка должна отвечать нескольким обязательным требованиям: быть недалеко от города, дешевой по строительству, доступной для подведения коммуникаций. Есть две площадки - в Шабанах и поселке Гатово. Я лично предпочел бы Шабаны.

- Итак, десятитысячным автобусом стал МАЗ-206:

- Это - идеальный вид транспорта для небольших городов и среднезагруженных маршрутов крупных мегаполисов. В нем органично сочетаются современный дизайн и высокие эксплуатационные параметры. Силовая схема каркаса, основанная на шпангоутном принципе, обеспечивает максимальную прочность и безопасность автобуса.

- А когда нам ждать следующего юбилея?

- Есть уверенность в том, что года через три с конвейера сойдет и 15 000-й белорусский автобус.

Подготовил Владимир ДОВЖЕНКО

Читайте также: