Журнал "АвтоБаза", №10-2010
7 декабря 2009 года трудовому коллективу ОАО «МАЗ» был представлен новый генеральный директор - Александр Боровский. Первое появление руководителя автозавода перед белорусскими журналистами состоялось во время проведения пресс-конференции, через 9 месяцев после своего назначения.
На МАЗе сейчас одна из достойнейших в республике зарплат. По крайней мере, в Минске. В среднем она составляет 600 долларов. За счет чего это получилось? За счет разумной экономики и экономии, - считает Александр Боровский.
Введены бизнес-планы на каждый месяц, где все расписано чуть ли не по минутам. Мы снизили себестоимость выпускаемой продукции, сократили, точнее, оптимизировали работу управленческого аппарата: большое количество руководителей перевели на рабочие места. Действительно, зачем было держать до полутысячи контролеров? Очень много сэкономили при закупках сырья и материалов. Если еще год назад ежемесячная прибыль завода составляла 2 млрд рублей, то сейчас - 68.
Наша самая серьезная проблема - качество продукции, которую мы выпускаем. В советские времена, когда белорусские автомобили были в дефиците, на это мало обращали внимание. Сегодня пришло время большой конкуренции. И чем можно сейчас взять покупателя? Качеством и приемлемой ценой. Это аксиома. Если по цене с зарубежными конкурентами уже можно конкурировать, то по качеству - не всегда. Поэтому очень серьезно взялись за решение этого вопроса.
Уже с февраля следующего года начнем выпускать совершенно новые кабины, которые наши конструкторы обеспечат отечественной электронной начинкой. Будет создана иная технология покраски комплектующих, деталей. Начнем реконструкцию литейного цеха. Сами впервые выпустим свой мост. Пока зарубежный мост у нас выигрывает хотя бы в весе - он легче на 200 кг. Но мы намерены это положение исправить. Будем делать свои радиаторы для Жодино и МТЗ.
Если выразить все сказанное концептуально, то качество, экономия и новые модели - три кита, на которых будет стоять автозавод.
Производство кузовов мы перенесли в Могилев в закрытые помещения нашего дочернего предприятия «Могилевтрансмаш». Согласитесь, как можно сделать хорошую платформу, если «варишь» ее на улице, как было прежде? Там же делают прицепы, открывается производство новых современных радиаторов. К слову совместно с одной болгарской компанией мы думаем модернизировать могилевское предприятие и после этого производить совершенно другие краны, мусоровозки и т. д. Ведь техника, которую пока выпускают могилевчане, еще по-прежнему выглядит «по-советски», не современно. К примеру, управлять нашими кранами можно рычагами, а в мире уже выпускается техника с современными пультами, где управление производят джойстиками. Словно за компьютером сидишь.
Сегодня объединение выполняет все показатели. У нас не только есть программа развития на 2011-2015 годы, но даже начали разработку документа на следующую пятилетку. Мы планируем увеличить рост объема производства в два раза, а экспорт - в шесть-семь раз. Для этого открывается сборочное производство автобусов в Венгрии, а в Азербайджане увеличиваем производство выпускаемых автомобилей на следующий год до 1 700 единиц. Наши планы также связаны с Венесуэлой, Ираном, Саудовской Аравией. Ведется работа по созданию сборочных производств в других странах. Мы сами ищем вариант экспорта и не чураемся любых заказов.
Планируется для создания сборочных производств за рубежом привлекать средства из источников в тех государствах, где они будут открываться. Мы рассчитываем на зарубежный капитал, а вот специалисты и машинокомплекты будут белорусскими. Это направление работы в перспективе будет одним из ведущих.
Реанимирована работа со всеми дилерами, и они действительно стали членами нашей команды. За восемь месяцев за рубежом были открыты четыре торговых дома. Один из них, громаднейший, в Москве. Остальные в Украине, Казахстане и Узбекистане.
Какие новинки готовим в производство? У нас уже практически есть МАЗ с газовым двигателем. Работаем и над автобусом с таким же двигателем. Да, эта машина дороже бензиновой, но сейчас многие делают упор на экологию и предпочитают такой тип. К тому же мы планируем продавать эти машины крупнейшим газовым компаниям, для которых газ собственно ничего не стоит.
К концу года, точнее к 1 декабря выпустим автобус на 20 мест. Он пригодиться в качестве «дежурных» машин, школьных, для МЧС, «Скорой помощи». Начнем сборку микроавтобуса типа российской «Газели», который по качеству будет лучше, а по цене дешевле. Работаем над созданием микрогрузовика.
В следующем году в августе выпустим 60-и тонный грузовик с двигателем 600 л. с. Всего в следующей пятилетке мы планируем представить 14 новых модификаций автобусов и 15 грузовиков, для чего в развитие производства намерены вложить 600 млн долларов инвестиций.
Мы сегодня большое внимание уделяем молодежи. Когда я принимал завод в конце прошлого года, то процент работающих пенсионеров составлял 16%. Уверен - нужно двигать молодежь. И если в этом году на работу было принято 87 молодых специалистов, то на следующий планируем это количество увеличить до 300 - 400.
У нас ведется большая социальная политика со своей программой развития жилья. Планируем обеспечить жильем 4 800 человек молодежи. Строим малосемейное общежитие.
Я знаю, ходят слухи, что МАЗ «сдулся», сокращает рабочую неделю, предприятие дышит на ладан и т.д. Нет! Завод работает, и даже так усиленно, что просто не хватает рабочих дней. Мы набираем тысячи людей, а, например, в автобусном производстве работает три смены. Мы уже берем здесь заказы на следующий год. Поэтому самое время огорчить скептиков - МАЗ жив!
Подготовил Владимир ДОВЖЕНКО
Фото журнала «АвтоБаза»
Читайте также:
- Александр Боровский: МАЗ жив!
- Как "Батон" стал "Хлебом"
- На "Батоне" в Магадан
- МАЗ выпустил 10 000 автобусов
- Как погрузишь, ТО И ПРИВЕЗЕШЬ
- А.Ракомсин: «Нерешаемых задач не бывает»
- В.Мацкевич: "Выигрывая в цене, клиенты ИП "Фертэко" не проигрывают в качестве!"
- И.Усс: "У минских тракторов свои преимущества"
- М.Заболоцкий: "320 тонн - не предел"
- Дорога к хлебу. Судьба местных дорог