infobaza.by / приемная юриста / автобаза / когда нужна лицензия?

Когда нужна лицензия?

Журнал "АвтоБаза", №8-2007 г.

Предприятие купило грузопассажирский автомобиль «Фиат» для собственных нужд. Услуги сторонним организациям оказываться не будут. Необходимо ли в этом случае приобретение лицензионных карточек, на чем настаивает регистрирующий орган?

Согласно п. 2 Инструкции о порядке выдачи лицензионных карточек на транспортные средства, утвержденной Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 30.10.2003 N50 (далее — Инструкция), лицензионная карточка на транспортное средство — это документ, подтверждающий соответствие транспортного средства требованиям законодательства, технических нормативных правовых актов и международных договоров в области автомобильного транспорта, действующих для Республики Беларусь, предъявляемым к лицензиату для осуществления лицензируемых автомобильных перевозок. А водители транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, транспортная деятельность которых подлежит лицензированию, при выполнении перевозки обязаны иметь лицензионную карточку при себе (п. 15 Инструкции).

Как видим, лицензионная карточка должна быть не у всех субъектов хозяйственной деятельности, использующих транспортные средства, а лишь у тех, которые осуществляют автомобильные перевозки, подлежащие лицензированию. В Перечне видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, утвержденном Декретом от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности», указан такой вид деятельности как перевозка пассажиров и грузов (исключая технологические внутрихозяйственные перевозки пассажиров и грузов, выполняемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд) автомобильным, внутренним водным, морским транспортом. Для ответа на поставленный вопрос необходимо определить, будет ли использование приобретенного организацией грузопассажирского автомобиля для собственных нужд технологическими внутрихозяйственными перевозками.

В действующем законодательстве отсутствует определение понятия «технологическая внутрихозяйственная перевозка для собственных нужд». Это понятие увязано в ст. 15 Закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» (далее — Закон) с таким видов дорог как автомобильные дороги не общего пользования. К этим дорогам, в частности, относятся дороги, предназначенные для внутрихозяйственных и технологических перевозок. Как вытекает из смысла ст.1 Закона, в отличие от автомобильной дороги общего пользования, предназначенной для использования любыми лицами, автомобильная дорога не общего пользования предназначенная для использования в порядке, определяемом ее владельцем.

Наименования автомобильных дорог не общего пользования утверждаются областными исполкомами по представлениям владельцев автомобильных дорог(ст. 17 Закона).

Вместе с тем, достаточно подробно возникшая проблема рассмотрена в рамках Постановления Пленума ВХС от 22.05.2003 N3 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел об экономических правонарушениях, влекущих конфискацию имущества». Исходя из норм статей 1 и 41 Закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», к автомобильной перевозке для собственных нужд относится автомобильная перевозка, выполняемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для собственных целей и за собственный счет.

Автомобильная перевозка для собственных нужд является вспомогательной по отношению к основной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и выполняется ими для перемещения своих работников или собственных грузов для собственных целей автомобильными транспортными средствами, находящимися в их распоряжении. Автомобильными транспортными средствами, применяемыми для такой перевозки, должны управлять работники данного юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Автомобильные технологические внутрихозяйственные перевозки, выполняемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд, т. е. для собственных целей и за собственный счет, являются составной частью единого внутрихозяйственного технологического (производственно-технологического) процесса, неотделимы от него, на них не может быть заключен договор перевозки.

При этом необходимо учитывать, что, по мнению Пленума ВХС, автомобильные технологические внутрихозяйственные перевозки, выполняемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд, могут осуществляться как по территории юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, внутри лесных массивов без выезда автомобиля на автомобильные дороги общего пользования, так и с выездом автомобиля на автомобильные дороги общего пользования.

Таким образом, при соблюдении критериев, определенных названным Постановлением, оснований для получения лицензии и лицензионных карточек не имеется.

При решении вопроса необходимо учитывать особенности перевозки грузов в международном сообщении. Как указано в Разъяснении ВХС от 23.03.2006 № 03-29/576 в соответствии с законодательством, международные перевозки грузов для собственных нужд (за исключением перевозок грузов между Республикой Беларусь и Российской Федерацией) отнесены к лицензируемым видам деятельности, а представление лицензионной карточки как подтверждения соответствия конкретного транспортного средства требованиям законодательства, технических нормативных правовых актов и международных договоров в области автомобильного транспорта, действующих для Республики Беларусь, является обязательным условием допуска к осуществлению международных перевозок.

Роман Зильберглейт
зам. директора по правовым вопросам ООО «Элитпром»
тел. (017) 2132274, e-mail: stroyizolit@mail.ru



Все материалы раздела: