infobaza.by / статьи / автобаза / дорожники «пробили» строительный бум

Дорожники «пробили» строительный бум

Журнал "АвтоБаза", №11-2010

Сеть автомобильных дорог общего пользования в Беларуси составляет более 85 тыс. км, в т. ч. 15,4 тыс. км республиканских дорог. Практически существует их сложившаяся сеть, и основными направлениями деятельности дорожников сейчас являются реконструкция дорог, повышение класса и проведение ремонта. Тем не менее, в ближайшие два-три года республику ожидает бум в части реконструкции дорог. Например, в следующем году объем предстоящих работ более чем впятеро превысит показатели нынешнего года.

Дело в том, что все предложения «Белавтодора», которые «пробивались» несколько лет, были приняты на самом высоком уровне, что и повлекло за собой подобную масштабность работ в части реконструкции и строительства автомобильных дорог. Для их выполнения помимо целевых бюджетных средств будут привлечены дополнительные источники финансирования.

Так оптимистично начал свою пресс-конференцию заместитель министра транспорта и коммуникаций - директор департамента «Белaвтодор» Анатолий ЛЫТИН.

Что предстоит сделать?

Одним из важнейших проектов для дорожников в 2011 году является строительство дорог близ будущей АЭС. На это планируется направить около Br140 млрд, отметил А. Лытин. Один из подъездов практически напрямую соединит Ошмяны с атомной станцией.

Глава «Белавтодора» напомнил, что существует Указ «О некоторых вопросах строительства второй кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Минска». Общая ее протяженность составит 158 км. Реализацию проекта строительства второго кольца планируется осуществить в два этапа. На первом этапе целесообразно построить по новому направлению участок автомобильной дороги от М3 Минск - Витебск до автомобильной дороги М6 Минск - Гродно - граница Республики Польша протяженностью 44 км. Строительство этого участка предполагается начать в 2011 году и завершить в 2014 году до начала чемпионата мира по хоккею. Строительство второго участка от автомобильной дороги М6 до автомобильной дороги М1/Е30 протяженностью 41 км планируется осуществить в 2014-2017 годах.

В настоящее время осуществляется строительство автодорожного обхода вокруг территории Национального парка «Беловежская пуща» с максимальным использованием существующей автодорожной сети. Его протяженность составляет 182 км. В составе обхода предусматривается использовать 98 км местных дорог, 41 км республиканских и построить по новому направлению 43 км.

Кроме того, разработан план действий по реализации перспективного проекта реконструкции автомобильных дорог в направлении от Минска к областным центрам Витебску и Гродно, а также автомобильных дорог международных транспортных маршрутов. Автомобильная дорога М4 будет соответствовать параметрам первой категории на всем протяжении от Минска до Могилева.

С руководством Всемирного банка прорабатывается вопрос о привлечении его кредитных ресурсов для реализации проекта реконструкции автомобильной дороги М5 Минск - Гомель на участке Пуховичи - Бобруйск в размере $150 млн. В конкурсе на эту реконструкцию участвуют фирмы десяти стран мира, в том числе и белорусские. Надеемся, что мы выиграем этот тендер. Для реконструкции участка дороги от Бобруйска до Жлобина планируется привлечь кредит Евразийского банка. Подписание кредитных соглашений со Всемирным и Евразийским банками ожидается в ноябре этого года.

Реконструкцию автомобильной дороги М5 Минск - Гомель на участке от Бобрyйска до Жлобина и М8 граница Российской Федерации - Витебск - Гомель - граница Украины на участке Гомель - Новая Гута планируется осуществить в 2011-2013 годах.

Предполагается построить дорогу по новому направлению от дороги М3 Минск - Витебск до дороги М6 Минск - Гродно - граница Рeспублики Польша и далее до дороги М1/Е30 Брест - Минск - граница Российской Федерации общей протяженностью 85 километров

Как отметил А. Лытин, проводится также работа по привлечению кредитных ресурсов КНР для реализации проектов реконструкции республиканских автомобильных дорог. К настоящему времени по результатам проведенных торгов с китайскими компаниями определен генеральный подрядчик, с которым заключен государственный контракт на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги М5 на участке Жлобин - Гомель. Согласно контракту работы должны быть завершены в 2012 году. Все вышеперечисленные проекты предусматривают осуществление реконструкции и строительства дорог по параметрам I категории. (Дорога первой категории - четыре полосы, по две в каждом направлении, плюс разделительная полос. - прим. ред.)

Среди объектов, находящихся в стадии завершения, А. Лытин отметил объездную дорогу вокруг Витебска (этот проект позволит соединить направления на Полоцк и Оршу), объезд вокруг Гродно и другие.

Что касается стоимости строительства, то в среднем один километр такой трассы, как Минск - Могилев, обходится государству в Br6 млрд. И если на трассе вне населенного пункта километр может стоить Br4 млрд, то в населенном пункте - все восемь.

О ремонте дорог

Директор «Белавтодора» считает, что здесь ситуация обстоит несколько хуже. «И уж очень набили оскомину вопросы по ямочному ремонту, столь непопулярному почти у всех», - посетовал он. «Так вот, ни одна страна мира не может похвастаться тем, что у нее не производится ямочный ремонт. Он существует везде. Есть нормативные сроки, они общепринятые, европейские. Речь идет лишь о количестве подобного вида ремонта», - отметил А. Лытин.

«Капитальный ремонт дороги необходимо делать через каждые 12-15 лет. И если бы мы эти сроки соблюдали, то в ямочном ремонте практически не нуждались бы», - уверен замминистра. Но пока выдерживать такой график отрасль не может по причине отсутствия финансов. Вот почему и приходится чаще прибегать к ямочному ремонту - единственному в таких условиях средству, позволяющему сохранить комфортность дороги.

«Только отдельные страны используют деньги частного капитала для строительства и реконструкции дорог. Они становятся, естественно, платными, и концессионеры возвращают свои деньги. Но это могут позволить себе страны, где существует высокая интенсивность движения, такие как Италия и Франция. Даже в Германии такого опыта нет. Все страны, за исключением единиц, строят и ремонтируют дороги за счет бюджетных средств. К ним относимся и мы», - резюмировал директор департамента.

Что главнее?

«Я согласен с тем, что мост - неотъемлемая часть дорожного строительства, реконструкции и ремонта. Дорога и мост - одно целое в нашем деле, - подтвердил мнение одного из журналистов А. Лытин. - Поэтому вопросу мостостроительства мы уделяем много внимания. Практически на всех главных дорогах строятся новые мосты, вспомним хотя бы строительство в районе городов Березино и Жлобин».

«Кстати, за все годы Советской власти у нас не было построено столько мостов, сколько за несколько последних лет, - припомнил специалист. - Назову лишь несколько: мост через Западную Двину в Верхнедвинске и Витебске (оба - более 300 м длиной), через Днепр в Копыси, Сож в Гомеле (более 300 м) и Кличеве. Кстати, в этом году 16 человек за строительство мостов были удостоены государственных наград. Не каждая отрасль может похвастаться таким достижением. Этот факт говорит о многом».

О придорожном сервисе

Под эгидой Министерства транспорта и коммуникаций, отметил А. Лытин, разработана схема развития придорожного сервиса на всех трассах республики.

«Мы предполагаем установить такой порядок: базой всего придорожного сервиса, всей соответствующей инфраструктуры должны быть автозаправочные станции. Ведь помимо заправки водитель может воспользоваться другими мелкими услугами на ходу при расчете в АЗС и ехать дальше. А может, не покидая трассы, воспользоваться и более значимыми услугами (стоянка, мойка, гостиница, ресторан/кафе)», - считает замминистра.

Такие комплексы и предполагается развивать на АЗС. Ведь на ней уже расположены все коммуникации: и электричество, и водоснабжение, и канализация.

А. Лытин сообщил, что такие комплексы придорожного сервиса будут построены на дороге вокруг Беловежской пущи, где АЗС будут стоять через каждые 40, максимум 50 км.

Платить или нет

Департамент «Белавтодор» считает целесообразным взимание платы за проезд по крупным автодорогам Беларуси. По словам руководителя «Белавтодора», вопрос платы за проезд по крупным автодорогам страны остается актуальным для дорожников.

«Мы будем готовить в будущем предложения и вносить их, чтобы наши пользователи все-таки оплачивали проезд по дорогам», - сказал он. При этом Анатолий Лытин отметил, что о конкретных документах говорить пока рано.

По его словам, вопрос о введении платы за пользование автодорогами Беларуси требует детальной проработки и изучения. Как пояснил Лытин, если ранее иностранные пользователи платили при проезде по белорусским дорогам, то сегодня они практически oсвобождены от такой платы. Кроме того, отменен однопроцентный сбор, который ранее взимался с пользователей дорог. Каждое предприятие в зависимости от объема выпуска продукции должно было перечислять его на счет республиканского дорожного фонда.

Вернут ли дорожный фонд?

Анатолий Лытин также заявил, что «Белавтодор» инициирует возобновление республиканского дорожного фонда. В прошлом году он был ликвидирован, однако сегодня назрела необходимость в его восстановлении, уверен замминистра. К примеру, в России также возвращаются к целевому дорожному фонду. «На наш взгляд, в ближайшей перспективе и в Беларуси для обеспечения стабильного финансирования отрасли необходимо возобновление ранее действующего или создания нового подобного дорожного фонда», - сказал Анатолий Лытин. В фонде будут аккумулироваться целевые средства, которые будут направляться только на дороги общего пользования.

Подготовил Владимир ДОВЖЕНКО, фото журнала «АвтоБаза»

Читайте также: