infobaza.by / статьи / автобаза / платные дороги: за что платит автовладелец?

Платные дороги: за что платит автовладелец?

Журнал "АвтоБаза", №12-2007 г.
 
За последние 50 лет в мире накоплен достаточно большой опыт строительства и эксплуатации платных автодорог и дорожных объектов (мостов, эстакад), приносящих прибыль государству, частному инвестору и предоставляющих дополнительные выгоды их пользователям. Они функционируют более чем в 30 странах мира, а семнадцать европейских стран объединились в Европейскую ассоциацию концессионеров платных автодорог и объектов, сообщает Департамент «Белавтодор».

В этих государствах функционирует более 100 компаний, в управлении которых находится свыше 23 тыс. километров платных дорог (в Италии — 5,5 тыс. км, во Франции — 7,6, в Испании — 2,2, в Португалии — 1,0 тыс. км и т. д.). В 2006 году доходы от их эксплуатации составили: в Италии — 4071 млн евро, Франции — 6407, Испании — 1677, Португалии — 640 млн евро. В общей сети мировых дорог доля платных составляет порядка 1,5%.

Как правило, в основе формирования стоимости проезда лежит следующий главный принцип: размер платы за проезд должен быть меньше стоимости тех выгод, которые получает пользователь платной дороги. В то же время мировой опыт свидетельствует, что плата за проезд должна быть экономически обоснованной, но на практике она может корректироваться в зависимости от спроса потребителей с разными потенциальными возможностями. В среднем по Европе она составляет порядка 0,05-0,1 евро с легкового автомобиля за 1 км дороги и 0,15-0,25 евро с грузового автомобиля.

Платные дороги представляют собой скоростные магистрали повышенного качества, обеспечивающие высокую безопасную скорость и удобство движения. Альтернативный бесплатный проезд, наличие которого обязательно, имеет более низкие качественные показатели, но не хуже предусмотренных требованиями нормативных документов.

Плата за проезд имеет различные формы: по длине всей дороги; за каждый километр; по времени. Она различна в зависимости от марок автомобилей, грузоподъемности, интенсивности движения.

Если говорить об отечественной действительности, то в СНГ платные дороги пока имеются только в Беларуси и России (в Украине и Казахстане еще только рассматриваются предложения о такой возможности). На главной дороге нашей страны М-1/Е30 Брест — Минск — граница РФ сегодня взимаются сборы на четырех пунктах со всех пользователей, кроме белорусских владельцев автомобилей, высота которых не превышает 210 см. Впервые владельцы (пользователи) отдельных категорий автотранспорта начали платить за проезд по «олимпийке» еще в 1996 году, после ремонта некоторых участков дороги, для чего привлекались заемные средства Европейского банка реконструкции и развития.

За 1994 — 2006 гг. расходы, связанные со строительством, модернизацией, ремонтом и содержанием М-1/Е30, составили около 430 млн долларов (50 млн из которых — кредит ЕББР), а поступления от взимания платы — чуть более 200 млн долларов. Из этой суммы почти 77 млн ушло на расчеты с банком-заемщиком по кредиту и процентам по нему, то есть оставшиеся в итоге средства едва покрыли четверть затрат на содержание и развитие этой дороги.

Почему так получается? Во-первых, плата за проезд по «олимпийке» по сравнению с другими странами достаточно демократична: она составляет в среднем 0,01 доллара за 1 км для легковых автомобилей и 0,033 доллара — для грузовых. Не платят пока и белорусские легковушки, хотя данный вопрос неоднократно поднимался. Кроме того, для окупаемости вложенных средств необходима гораздо более высокая интенсивность движения транспорта, а по итогам прошлого года на М-1/Е30 она составила в среднем 6720 автомобилей в сутки.

Между тем, дорога Брест — Минск — граница РФ — это участок стратегической автомобильной дороги, соединяющей Великобританию, Голландию, Германию, Польшу, Беларусь и Россию. Наш участок соответствует параметрам первой категории, на всем своем протяжении (610 км) имеет четыре полосы движения и обеспечивает комфортные и безопасные условия для движения по ней автотранспортных средств. Большей части трассы придан статус автомагистрали, а значит, здесь увеличена разрешенная максимальная скорость движения до 120 км/ч, что позволяет увеличить пропускную способность, улучшить экологическую обстановку.

Однако время не стоит на месте, и трассе М-1/Е30 уже необходим комплексный ремонт. Перед отраслью поставлена задача уложиться в два года и завершить все работы к концу 2008 года. В результате пользователи получат дорогу с гораздо более высокими качественными характеристиками. Достаточно сказать, что на всем протяжении она будет способна выдерживать нагрузки на ось в 11,5 тонны.

Естественно, что такие масштабные работы требуют соответствующего финансирования. Средств республиканского дорожного фонда для этого недостаточно, поэтому отрасль привлекает кредит «Беларусбанка» в сумме 435 млрд рублей. Но заемные средства надо отдавать. Так, уже в этом году необходимо заплатить проценты банку в объеме порядка 8,4 млрд рублей, в следующем — уже 42,4 млрд, а в 2009-2013 гг. — в среднем по 127,6 млрд рублей ежегодно. Эти деньги пойдут из республиканского дорожного фонда, что, соответственно, повлечет адекватное уменьшение средств, направляемых на содержание, ремонт и строительство всей дорожной сети республики.

Поэтому не исключено, что в ближайшее время вновь будет поднят вопрос о сокращении количества «льготников» на М1/Е30. Российская сторона неоднократно обращалась с просьбой к белорусам уравнять своих автовладельцев с нашими. Сегодня с владельцев и пользователей белорусских и российских грузовых транспортных средств взимается одинаковая плата, а скажем, легковой автомобиль, зарегистрированный в России, платит на каждом пункте взимания дорожных сборов по 0,5 доллара (чуть более 1 тыс. белорусских рублей).

В том случае, если будет принято решение по обеспечению равных прав российских и белорусских владельцев легковых автотранспортных средств, то последним все-таки придется платить за проезд по «олимпийке». Согласитесь, но ставка в размере 1 тысячи рублей на каждом из четырех пунктов взимания дорожных сборов на дороге длиной 610 км не кажется обременительной. А взамен пользователю предлагаются достаточно комфортные, безопасные и скоростные условия дорожного движения, неплохой набор сервисных услуг. Тем более, есть и альтернативные маршруты: не хочешь платить — поезжай по практически параллельной М-1/Е30 дороге.

Читайте также: