infobaza.by / статьи / автобаза / грядет великая топливная революция

Грядет великая топливная революция

"АвтоБаза", №1-2007 г.
 
Не секрет, что мировой автопром все больше ориентируется на то, чтобы в баки «железных коней» можно было бы заливать не только бензин, но и биоэтанол — жидкое спиртовое топливо, которое вырабатывается из сельскохозяйственных культур с высоким содержанием сахара и крахмала (кукурузы, сахарного тростника и зерновых). «Гнать» такой спирт гораздо проще, чем тот, что пригоден для потребления внутрь человеком.

И, как замечено, сообщает Lenta.ru, потребление спирта автомобилем абсолютно не отражается на его ходовых характеристиках (чем машина, кстати, выгодно отличается от человека). А если в обычный бензин добавить до 10% биоэтанола, то получается топливо с октановым числом 95-98, дающее при сгорании на 30% меньше вредных выбросов. Американские эксперты подсчитали, что если этанол «гнать» из кукурузы, то при его сжигании выделяется на треть больше энергии, чем было затрачено на выращивание, уборку и переработку этой культуры. Бензин же возвращает человечеству лишь 80% энергии, израсходованной на его производство. С дизельными движками еще проще: солярку может заменить… растительное масло (в Европе, к примеру, для этих целей используют рапсовое). В общем, биотопливо — дело со всех сторон выгодное.

Но если по объему потребления спиртного водителями некоторые страны СНГ вполне могут тягаться с мировыми лидерами (о чем свидетельствует статистика ДТП), то по уровню потребления этанола автомобилями они сильно отстают. Точнее, вообще стоят на нулевой отметке, в то время, как биоэтанол уверенно покоряет мир. Лидером по его потреблению сейчас является Бразилия, где добрая половина автомашин использует продукт перегонки сахарного тростника. Низкая себестоимость этого сырья в стране (вдвое меньше, чем в США, и втрое, чем в ЕС) делает биотопливо выгодной альтернативой дорожающему бензину. В прошлом году производство этанола достигло в Бразилии 20 млрд. л, и сегодня он обеспечивает более 20% потребностей страны в топливе. Кроме того, он идет на экспорт. По расчетам экспертов, к 2010 г. объемы экспорта этанола из Бразилии вырастут в два раза — с $600 млн. до $1,3 миллиарда.

США, в свою очередь, живо интересуются биотопливом. У них уже есть 100 заводов по производству этанола, суммарной мощностью около 20 млрд. л в год. Причем для американцев это не только вопрос замещения дорожающего бензина, но и способ поддержки сельского хозяйства. По расчетам министерства сельского хозяйства, в качестве сырья для производства этанола может быть использовано около четверти урожая кукурузы. Производство этанола, как новый рынок для сельскохозяйственной продукции, открывает для фермеров обширные перспективы и сулит общий подъем аграрного сектора. По данным Национальной ассоциации производителей зерновых, в производстве этанола в США заняты более 40 тыс. человек, а их прямой и косвенный вклад в ВВП страны составляет более $6 млрд. в год.

Теперь американцы собираются с помощью генных технологий увеличить в кукурузе содержание крахмала (из которого и получается этанол), благодаря чему удастся увеличить выход продукта. Кроме кукурузы, планируется использовать и другие виды сырья, в частности, ивы, а также отходы сельского и лесного хозяйства для производства т.н. целлюлозного этанола.

Растет спрос на биоэтанол и в ЕС. В прошлом году биотопливо обеспечивало 2% потребностей в жидком топливе. Однако странам предложено активнее использовать биотопливо, в частности, довести его долю к 2010 году до 6%.

Конечно, использование биотоплива нуждается в государственном «промоушне»: без экономического стимулирования никто не откажется от привычного бензина или солярки, ведь технологии производства ноу-хау еще дороги. Поэтому в Голландии, например, биодизельное топливо не облагается налогом, в связи с чем его цена составляет всего 0,7 евро за 1 л (солярка стоит порядка 1,5 евро). Правда, пока это мало помогает: в стране насчитывается лишь более 10 тыс. машин, ездящих на биотопливе (менее 1% автопарка). Но, по всей видимости, это только начало: скоро автомобили всего мира распробуют спирт.

А вот последние новости с биофронтов…

Renault переходит на биотопливо

В 2009 г. все дизельные двигатели Renault, предназначенные для реализации в Европе, будут приспособлены для работы на дизельном топливе с добавлением 30% топлива, полученного из растительного сырья. Кроме того, в плане Renault Контракт-2009 записана реализация с 2008 г. одного миллиона автомобилей, в отработавших газах которых будет содержаться менее 140 г/км CO2.

Если подсчитать выбросы углекислого газа на протяжении технологической цепи "от скважины до автомобиля", то окажется, что традиционные виды топлива проигрывают новичку. В зависимости от исходного растительного сырья, в отработавших газах двигателей, работающих на дизтопливе с присадкой 30% биотоплива, содержится на 20% СО2 меньше, чем в выхлопе обычного дизельного двигателя.

Новый вид топлива изготавливается из растительного сырья и биомассы.

США: автомобили на апельсинах

В США собираются построить завод по производству этанола, которым можно будет заправлять автомобили. Причем главная особенность этого предприятия состоит в том, что оно будет выпускать топливо из… апельсинов! И даже не из самих фруктов, а из их кожуры, которую обычно выкидывают на помойку. Завод будет получать кожуру от местных предприятий по производству соков, так что проблем с поставками сырья быть не должно.

Биодизель вместо водки

Первое в мире производство автомобильного биотоплива на ликеро-водочном заводе открыла финская компания Altia Corporation. Начиная с 2007 г. наряду с "народной" водкой предприятие будет выпускать этанол, который является главным компонентом биотоплива для автомобилей. Переориентация с ликеро-водочной продукции на автомобильное горючее произошла после резкого скачка цен на нефть, что повлекло за собой заметное увеличение стоимости бензина. Французы предложили заливать в бензобаки этанол на основе виноградного вина, а финны нашли замену дизелю и бензину в дешевой ячменной водке. Процесс производства ячменного сорокаградусного напитка и этанола очень схожи.

$1 млрд. на новое топливо

В 2007-2009 годах в России в строительство новых заводов по производству экологически чистого биотоплива может быть вложено около $1 млрд! По данным газеты «Ведомости», в ближайшее время будет реализовано сразу 3-4 проекта по выпуску биотоплива из этанола (спирта) или растительного масла.
 
 
Все материалы раздела: