infobaza.by / статьи / автобаза / белорусский биодизель: быть или казаться?

Белорусский биодизель: быть или казаться?

Журнал "АвтоБаза" №1-2010

Как сообщает БЕЛТА, постановлением Совета Министров от 11 декабря 2009 года на финансирование Государственной программы по обеспечению производства дизельного биотоплива на 2007-2010 годы, в 2010 году планируется направить Br18,2 млрд.

За четыре года действия программы общий объем ее финансирования составит Br89,2 млрд. На это будут направлены средства государственных научно-технических программ и собственные средства организаций. Деньги направляются на выполнение научно-исследовательских работ и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ.

Для достижения целевых параметров госпрограммы разработан и выполняется ряд мероприятий. Они предусматривают разработку способов получения биотоплива, нормативно-технической документации и организацию производства и сбыта дизельного биотоплива из возобновляемых источников сырья.

Кроме того, программа направлена на организацию производства и сбыта смесевого дизельного биотоплива на основе метиловых эфиров жирных кислот организациями РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» в объеме до 1 млн т в год.

В 2007 - 2008 годах в ОАО «Гродно Азот» были введены две установки по производству биотоплива мощностью по 5 тыс. т в год каждая. На этом оборудовании путем химической переработки рапсового масла получают метиловые эфиры жирных кислот - продукт, который может использоваться в качестве топлива для дизельных двигателей как в чистом виде, так и в смеси с минеральным топливом в любых соотношениях. Гродненское предприятие направляет его для изготовления смесевого топлива (метиловый эфир добавляется в обычное дизтопливо в объеме 5%).

Согласно госпрограмме в 2010 году производство биодизельного топлива в Беларуси планируется довести не менее чем до 780 тыс. - 1 млн т. Производство рапсового масла в 2010 году должно составить 228,3 тыс. т (в 2009 году этот показатель был равен 151,3 тыс. т).


Рисунок Романа Шика

А вот «Еженедельник» в своих рассуждениях на эту тему не столь оптимистичен.

Согласно ранее утвержденному правительством заданию в течение 2009 года Беларусь должна была выйти на 1 600 тыс. т производства биодизеля. Фактически же по итогам года удалось наладить выпуск всего 450 тыс. т.

Согласно цифрам концерну «Белнефтехим», который является заказчиком Государственной программы по обеспечению производства дизельного биотоплива в Беларуси на 2007 - 2010 годы, удалось выполнить поставленное правительством задание чуть более чем на 28%. И это провал, по-другому и не назовешь. Причем и на 2010 год задание правительства концерну, скорее всего, удастся выполнить менее чем на 50%. В связи с этим правительство внесло коррективы в Государственную программу производства в Беларуси дизельного биотоплива, существенно снизив ранее доведенные показатели, чтобы они соответствовали реальному положению дел.

СПРАВКА
О новом виде топлива в Беларуси во всеуслышание заговорили три-четыре года назад, в то время как в европейских странах и, особенно, в США эта тема стала популярной гораздо раньше. Понятно, преимуществом биотоплива является его экологичность, а также использование при его производстве возобновляемого сырья - семян рапса. Топливо с добавлением метиловых эфиров обладает улучшенными смазывающими качествами. А цетановое число в нем даже несколько выше, чем в обычном дизтопливе. Для использования такого смесевого топлива не требуется специальная адаптация двигателей автомобилей.

Причин сложившейся ситуации несколько. Сначала сельские хозяйства не выполнили доведенные до них показателей по поставке на промышленную переработку рапса, из которого планировалось произвести биотопливо. Так, если в 2008 году на промпереработку должно было быть поставлено 370 тыс. тонн семян рапса, то реально было поставлено всего немногим более 78 тыс. тонн, то есть в четыре раза меньше. Соответственно, в начале 2009 года не из чего было производить биотопливо.

В 2009 году на промпереработку должно было быть поставлено уже 500 тыс. тонн рапса, реально же поступило всего 151,3 тыс. тонн.

Впрочем, пенять только на сельхозпроизводителей было бы не совсем правильно. Даже если бы они поставили все запланированные объемы рапса, его все равно не смогли бы переработать из-за отсутствия мощностей.

Согласно программе на организацию промышленного производства биотоплива в 2009 году из бюджета должно было быть направлено 37,5 млрд рублей, а реально на эти нужды было потрачено менее 5 млрд рублей - разница более чем в семь раз. Соответственно, и результат такой же.

Следует также отметить, что и реализация биотоплива на белорусских заправках пошла не совсем так, как планировалось. Его в обязательном порядке берут только те же сельхозпредприятия, потому что дешевле. А вот все остальные обходят стороной, особенно частники. Да и операторы АЗС, когда их спрашивают о биодизеле, настоятельно не рекомендуют его заливать, чтобы потом не возникло проблем с двигателем. Качество, говорят, у белорусского биодизеля еще не то.

От редакции. Как видим, вопрос организации нового производства решается в стране не совсем энергично. И это вызывает тревогу: как бы в следующем новом году предложенный вам заголовок статьи снова не оказался актуальным!?

Читайте также: