К концу лета и началу
осени по миру прокатывается волна рождественских выставок — Прага, Киев,
Йоханнесбург, Москва и так далее. В тематический корпус этих выставок входят,
как правило, спортивные товары, мебель, аксессуары для жилья, бытовая техника,
электротовары, музыкальные инструменты, освещение, игрушки, товары для детей,
бижутерия, ювелирные изделия, часы, очки, подарки, пиротехника, предметы
домашнего обихода, цветы и тому подобное. Международная осенняя ярмарка Tendence,
прошедшая во Франкфурте-на-Майне с 26 по 30 августа 2011 года, занимает одно из
первейших мест в ряду предосенних рождественских выставок, представляя новинки
мебельной индустрии, утварь для дома и сада, а также ювелирные украшения.
Осенью клиент возвращается. Или не возвращается
Общество потребления
устроено таким образом, что с началом очередного сезона публика ожидает
появления каких-нибудь новых трендов. Грамотные продавцы стремятся публику не
разочаровать, угодить ей, а именно угадать, чем будет наполнен рынок в
наступившем сезоне. Для этой цели и нужны выставки, лучше всего международные,
еще лучше — глобального характера. Tendence, которая во всем мире признается одним из самых
значимых событий в сегменте потребительских товаров для второй половины года,
как раз позволяет понять все основные, если не общемировые, то уж европейские
тенденции точно.
Сезонность влияет на
результативность продаж так же безапелляционно, как динамика рынка,
маркетинговые усилия конкурентов и требования законодательства. Множество групп
товаров так или иначе зависят от смены погоды за окном: лекарства объективно
больше покупают в холода, галоши в слякоть, а пиво в жару. Зимой, как известно,
хорошо покупают лыжи и шерстяные носки. Весной, в пору перемен, особенно часто
меняют оргтехнику и гаджеты. Летом растут продажи строительных материалов,
электроинструмента и пособий «сделай сам».
Чтобы не ждать у моря
погоды, прозорливые коммерсанты в «не сезон» занимаются аналитикой, собирают
информацию, строят долгосрочные планы, выбирают новые направления развития и
посещают выставки.
В группах товаров,
традиционно выставляемых на Tendence во Франкфурте, сезонность играет весьма
существенную роль. Лето зачастую становится «мертвым», а осень «высоким»
сезоном на рынке мебели и посуды.
Свои аксиомы существуют в торговле ювелирными изделиями — весна/лето
подразумевает спрос на яркое и крупное, фантазийную огранку, неправильные
формы, флору и фауну. В осенне-зимних коллекциях все спокойно и приглушенно, но
в рождественских требуется подчеркнутая
красота и блеск камней. Что касается новогодних подарков, то и здесь
ответственных заказчиков, особенно корпоративных, призывают присматриваться к
предложениям сувенирных компаний если не с прошлого Нового года, то хотя бы с
осени.
Как раз для наилучшего
учета сезонности продаж выставочная компания Messe Frankfurt в последние годы неоднократно меняла расписание
Tendence. В период экономического роста, когда представители торговли желали
размещать свои заказы на осенне-зимний сезон как можно раньше, организаторы
считали нужным проводить выставку в июне, затем — в июле. В условиях кризиса
Tendence вернулась к своим традиционным срокам — в самом конце лета.
Для большинства основных
закупщиков Tendence синхронизирована очень удачно. Она собирает всех главнейших
отраслевых конкурентов и останется самой важной ярмаркой, особенно для
небольших компаний. Организаторы подсчитали, что в этом году степень
удовлетворенности посетителей по сравнению с предыдущим годом выросла более чем
на 20 процентов.
Сами экспоненты отметили
заметное оживление поведения заказчиков. Их клиенты знают, чего хотят, и
проявляют большой интерес к новым продуктам. Благодаря росту экономики, многие
вернулись к докризисному уровню и перестали держаться за свои деньги. Однако
наметилась и тенденция к заблаговременному и перспективному планированию
покупок.
Экспоненты (2 055)
остались довольны качеством новых контактов и в целом оценили качество
посетителей (52 000) как улучшившееся по сравнению с прошлым годом. Участники Tendence-2011 представляли 66 стран, посетители — 101. Доля гостей
из-за границы составила 22 процента, из которых около 80 процентов приехали из
ближайших к Германии стран — Швейцарии, Нидерландов, Италии, Австрии и Франции.
Однако очередные
макроэкономические шторма в виде финансового кризиса уже начинают сказываться
на реальной экономике. Хотя индекс потребительского доверия в Германии,
рассчитываемый маркетинговой компанией GfK на основе опроса потребителей, в
августе 2011 указывал на возрастающую тенденцию купить, в настроениях
ритейлеров появилась первая тревога. Эксперты считают, что в этом году
рождественской торговле ничто не угрожает, но на ближайшие 12—18 месяцев
прогноз для европейского ритейла негативный.
Жизнь как подарок
Структурно Tendence
устроена более чем гармонично. 130 000 квадратных метров в девяти павильонах,
которые в этом году занимала выставка, по большому счету можно было разделить
всего на два раздела — Living (от английского «жить») и Giving (от английского
«дарить»). В этих названиях отличается всего одна буква, в чем также есть
определенный умысел организаторов: товары из одного сегмента при желании всегда
можно рассматривать как атрибуты другой. То, что для одного станет подарком,
для другого будет предметом, украшающим интерьер, и наоборот.
Но каждый из разделов тем
не менее имеет и более подробную сегментацию. Living в нынешнем году состоял из
пяти частей, каждая из которых заняла отдельный зал:
- Interiors &
Decoration (изысканная мебель и аксессуары, текстиль и светильники, картинные
рамы);
- Seasonal Decorations
& Outdoor Living (элементы праздничного декора, мебель и аксессуары для
загородного дома, террасы и сада);
- LOFT (революционный
дизайн утилитарных вещей);
- Passage Home &
Garden (мебель и аксессуары, производимые в больших количествах для оптовой
торговли);
- Passage Table &
Kitchen (кухонное оборудование, домашняя утварь и столовые принадлежности
серийного производства).
Giving в свою очередь подразделялся на:
- Gifts Unlimited (подарки и
сувениры со всего света, игрушки, деловые подарки, свечи);
- Young & Trendy (рафинированные,
нестандартные и модные идеи подарков);
- Manufakturen & Collectables (редкие,
выпускаемые в ограниченных количествах подарочные изделия от известных
европейских мастеров);
- Kids world (подарки, игрушки,
мебель, текстиль для детской комнаты);
- Carat (украшения из
драгоценных и полудрагоценных камней и металлов, часы, бижутерия);
- Personal accessories (ремни, сумки,
изделия из кожи, солнечные очки и шляпы).
Сопроводительная
программа нынешней Tendence помогала посетителям по-новому взглянуть на
интерьер. Ставший уже традиционным показ Personal Shopping был подготовлен венским дизайнером Юлиа Ландзидль
(Julia Landsiedl). Из отобранных на выставочных стендах экспонатов она создала
концептуальную зону, в которой каждый элемент не только хорош сам по себе, но
еще и приукрашен за счет интересного соседства.
Искусству сочетать
изделия кустарных промыслов и высокие технологии, фирменные бренды и
произведения молодых дизайнеров, массовое и эксклюзивное, то есть грамотно
оперировать «полюсами», определяющими современный дизайн, обучал во время своих
дизайн-туров профессор из университета в Карлсруэ Хансйорг Майер-Айхен (Hansjerg Maier-Aichen).
Выбирайте натуральное, но искусственное
В ряду тенденций, определившихся
на Tendence,
самым заметным стало требование натуральности форм и материалов, но отныне
все-таки актуальнейшими признаются необычные сочетания природного с
искусственным — фетра с неопреном, дуба с линолеумом. В почете всевозможные
миксы — элегантность и уют, высокие технологии и небрежность. Интерьеры,
выдержанные в едином стиле от чердака до подвала, остались в далеком прошлом.
Дерево, соединенное с бронзой, медью, камнем и перламутром, придает
естественности элегантность и делает ее совместимой со многими стилями
интерьеров. Дизайнерский диван проявляет себя наилучшим образом рядом с
приставным столиком с барахолки. И почему бы не объединить строгие материалы,
такие как нержавеющая сталь, алюминий и кожа, с уютным шерстяными обивками и
пледами?
Важную роль сыграет
Африка, представленная анимальными принтами и этническими орнаментами. Мотивы
животных, особенно совы, в целом очень популярны и часто используются для
украшения подушек, сумок, тарелок и кулонов. Ближайший сезон будет
характеризоваться обилием цветов, особенно роз, в домашнем текстиле и
декоративных элементах.
При выборе декоративных
украшений лучше тоже сфокусироваться на смешении стилей. Особенно эффектным
считается комбинация сложного дизайна и юмора — в виде смешных аппликаций,
надписей или веселых картинок.
Самыми модными
«календарями ожидания», в которых отсчитываются дни до Рождества (с 1 декабря
до сочельника), становятся заставки для мобильных телефонов, а ноутбуки
производят из экологических материалов, например, деревянные.
Кстати, миксы как
тенденция зафиксированы в этом году сразу на нескольких европейских выставках.
Знаменитое лондонское тренд-бюро
WGSN назвало
одну из отслеженных им макро-тенденций
«Протосплавом» (Primal Fusion), требующим смешения
грубых структур и отполированных поверхностей, комбинаций древнего и
примитивного с «современной техноэстетикой».
Следующая Tendence пройдет во
Франкфурте-на-Майне с 24 по 28 августа 2012 года.
Анастасия РЫБАЛТОВСКАЯФото: Messe Frankfurt Exhibiton GmbH / Pietro Sutera / Petra Welzel