infobaza.by / транспорт

СТО придется подвергнуться капитальному «ремонту»

06.05.2010

После масштабных проверок белорусских автосервисов Комитетом госконтроля проблема качественного технического обслуживания автомобилей зазвучала по-новому. Выяснилось, что проблем в этом сегменте немало. Причем не только чисто технических, но и организационных, касающихся всех отраслей. ОО "Минский столичный союз предпринимателей и работодателей" (МССПиР) и СЮЛ "Республиканская конфедерация предпринимательства" провели ряд экспертных совещаний, в ходе которых участники приступили к выработке предложений по совершенствованию условий для легального и эффективного рынка в сфере технического обслуживания автомобилей.

Специалисты отмечают: бурный рост авторынка стимулирует развитие смежных бизнесов, в частности, автосервиса. Как независимые СТО, так и станции при дилерах сегодня не испытывают недостатка в клиентах. Наоборот, чтобы отремонтировать авто наиболее востребованных марок, даже выстраиваются очереди. Но, к сожалению, популярность услуг не способствует качественному развитию рынка. Председатель МССПиР Владимир Карягин уверяет: многие проблемы СТО связаны с негибкостью их владельцев. "Эти предприятия, относящиеся к сфере услуг, до сих пор не повернулись в сторону клиента, не стараются отвечать его интересам. Как автовладелец, лично неоднократно отмечал: в выходные дни, когда большинство автолюбителей располагают свободным временем, машину отремонтировать просто невозможно: сервисы тоже отдыхают. Да и цены за услуги СТО сегодня назвать маленькими нельзя. Поэтому не стоит удивляться, что некоторые автолюбители предпочли белорусским сервисам зарубежные — им проще и дешевле сгонять свое авто в Литву, Польшу и даже в Германию, чем связываться с белорусскими ремонтниками. Из-за нежелания СТО изменить свои подходы к бизнесу и учитывать мнение клиента страна может потерять этот рынок", — говорит Владимир Карягин.

Одна из наиболее болезненных точек существования СТО — предложение на этом рынке пока не поспевает за растущим спросом. Сейчас на любой станции машины стоят в очередях обычно день-два, а в июне — октябре ожидание починки может растянуться и до недели. В этой ситуации уже работающие автосервисы даже приветствуют приход новых игроков, которые хоть как-то помогают разгрузить очереди. К сожалению, по некоторым оценкам, примерно 60% ремонта автомобилей сегодня проводится отнюдь не в легальных мастерских, а осуществляется "серыми" бригадами, которые реально портят репутацию слесаря. Предприниматели подсчитали: в год в стране "вбелую" обслуживается более 1 млн. автомобилей, и, по статистике, на 10 тыс. отремонтированных машин приходится только одна жалоба клиента. При этом количество нареканий на СТО давно превысило все разумные пределы. Понятно, что львиная доля таких претензий касается как раз "серых" мастерских.

Предпринимательские союзы отмечают: этот бизнес сегодня практически на 100% находится в частных руках, при этом большинство предприятий относятся к малому бизнесу. Специалисты подсчитали: на рынке сегодня работают порядка 30 официальных дилерских автосервисов, около 40 авторизированных и почти 3 тыс. мелких компаний, штат которых в большинстве случаев не превышает 3-4 сотрудника. Именно с небольшим форматом предприятий связаны основные сложности СТО: необходимость тщательно и дотошно оформлять многочисленную сопроводительную документацию. "Получается так, что каждый автослесарь около половины своего рабочего времени, которое он мог бы потратить на проведение ремонтных работ, тратит на заполнение бумаг", — жалуется руководитель ЧТУП "Новый подход" Максим Горемыкин. Впрочем, сертификационные органы готовы пойти навстречу предпринимателям. В частности, Госстандарт выступает за сокращение документооборота и упрощение процедур в этой сфере. Как отмечает глава этого ведомства Валерий Корешков, сегодня в стране дорабатывается технический кодекс с целью повышения качества техобслуживания и ремонта транспортных средств, который в перспективе существенно упростит некоторые бумажные аспекты функционирования автосервисов. "В сегменте СТО важно не только обеспечить прозрачность, чтобы не было ухода от налогов, но максимально систематизировать все системы, — поясняет глава Госстандарта. — Поэтому мы предложили создать при Белорусском государственном институте метрологии (БелГИМ) технический комитет по рассмотрению нормативных документов в области автосервиса, в состав которого войдут все заинтересованные стороны". Однако при этом создавать с кондачка единую базу сертификатов автосервисов, а также глобальный архив по рассмотрению нормативных документов в области автосервиса Госстандарту видится делом сложным. Поэтому в ведомстве с интересом рассматривают возможность появления в стране специализированной Ассоциации предприятий по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств, тем более что такие инициативы со стороны владельцев мастерских уже есть. В числе предложений и необходимость создать специализированный электронный архив тематического законодательства и сертификатов СТО, который работал бы на нужды автосервисов и сделал бы прозрачной структуру автомобильного рынка для контролирующих органов.

Госстандарт также поддерживает предложение предпринимателей разрешить по мере сертификации станции технического обслуживания дооснащаться и закупать недостающее оборудование для автосервисов. Фактически речь идет о перспективах внедрения в Беларуси сертификации по заявительному признаку. Кроме того, в настоящее время также рассматривается вопрос увеличения срока периодичности инспекционного контроля СТО с 3 до 5 лет. Чиновники указывают, что у автосервисов появляются и более конкретные стимулы для выхода из "тени". По словам замначальника отдела управления предпринимательства комитета экономики Мингорисполкома Натальи Герасимовой, вышедшее недавно постановление № 70 Минэкономики решило наиболее острые вопросы ценообразования в отрасли. "Как определяет документ, стоимость материалов, запчастей, узлов и агрегатов будет дополнительно оплачиваться заказчиками по ценам, сформированным субъектами предпринимательской деятельности с учетом конъюнктуры рынка", – отмечает специалист. Еще недавно основная масса СТО в Беларуси не имела права устанавливать наценку на запчасти, то есть при оказании услуг по ремонту автомобилей они обязаны были отпускать их по стоимости приобретения. Теперь, как считают специалисты, СТО смогут более свободно формировать стоимость своих услуг, что в конечном итоге хорошо для потребителя: ремонтировать автомобили станет дешевле.

В предпринимательских союзах указывают: труд авторемонтников легким назвать сложно. Автомобильный парк страны приближается к 3 млн. машин, при этом модельный ряд, в отличие от большинства стран мира, поражает своим разнообразием. Подсчитано, что по дорогам нашей республики ездят более 250 моделей авто. Именно поэтому в ближайшие годы главные проблемы СТО будут связаны в первую очередь с отсутствием квалифицированных кадров и невозможностью собрать коллектив, одинаково сильный во всех областях автосервиса. Однако проблему повышения технического уровня кадров сферы тех-обслуживания на самотек не пустят. БелГИМ планирует организовывать обучение персонала СТО на базе дилерских организаций и ряда авторизированных сервисов. Как указывают в институте, на сегодняшний день около десятка крупных дилерских сервисных центров уже выразили намерение организовать мастер-классы для своих некрупных коллег по цеху.

Далеко не уедешь?

Специалисты считают: вопрос "серости" автосервисов в Беларуси в большинстве своем исходит от недостаточной цивилизованности рынка. Во всем мире этот сегмент сферы обслуживания опирается отнюдь не на малоформатные мастерские, ядром которых является сбежавший с дилерского центра слесарь с "подмастерьями", а вполне солидные мастерские, сертифицированные по строгим международным стандартам, соблюдение которых строго контролируют автомобильные концерны.

Не исключено, что и белорусский рынок СТО будет двигаться в том же направлении, что и в большинстве западных стран: укрупняться, сотрудничать с официальными дилерскими центрами, ориентироваться на интересы клиентов. Примерно то же самое сегодня можно наблюдать в сегменте розничной торговли. Сравнительно недавно появившийся класс супер- и гипермаркетов уверенно теснит "невнятные" лотки и палатки, предлагая покупателям не просто возможность приобрести товар, но сделать это с максимальным удобством и комфортом.

Представители западных автоконцернов придерживаются точки зрения, что все легальные СТО по обслуживанию автомобилей должны держаться вместе: вливаться в единые дилерские сети и работать в тесном взаимодействии с официальными представителями изготовителей запчастей, получать от них методологию обслуживания автомобилей, технологический опыт… Именно этого большинству СТО не хватает. В перспективе в "малом" формате сервиса должны остаться лишь автомойки, шиномонтаж и отдельные виды деятельности, не влияющие на безопасность автомобиля. Впрочем, это картина лишь отдаленного будущего. Специалисты придерживаются мнения, что сегодня белорусские СТО пока движутся по тупиковому пути своего развития. Именно в нынешних условиях и расцвел обнаруженный Госконтролем малоформатный "серый" автосервис — неподконтрольный, некомпетентный, полунелегальный, неуправляемый и, что самое главное, безответственный. Благодаря "серым" автомастерским сегодня даже "белые" СТО – фирменные организации автосервиса, вкладывающие огромные инвестиции в развитие и выполнение требований изготовителей транспортных средств, — фактически оказались неконкурентоспособными при обслуживании подержанных автомобилей. Даже создание в Беларуси дилерской сети СТО на нынешнем этапе является убыточным мероприятием. Но при этом в дилерских сервисных центрах весьма оптимистично смотрят в будущее. По мнению большинства, постановление № 70 не только существенно упростит жизнь автомехаников, но в итоге благотворно повлияет на рынок услуг автосервисов. Цены в скором времени должны снизиться.

Источник: газета "Рэспубліка"

 

Последние новости рубрики


Сентябрь 2019 | Август 2019 | Июль 2019 | Июнь 2019 | Май 2019 | Апрель 2019 | Март 2019 | Февраль 2019 | Январь 2019 | Декабрь 2018 | Ноябрь 2018 | Октябрь 2018 | Сентябрь 2018 | Август 2018 | Июль 2018 | Июнь 2018 | Май 2018 | Апрель 2018 | Март 2018 | Февраль 2018 | Январь 2018 | Декабрь 2017 | Ноябрь 2017 | Октябрь 2017 | Сентябрь 2017 | Август 2017 | Июль 2017 | Июнь 2017 | Май 2017 | Апрель 2017 | Март 2017 | Февраль 2017 | Январь 2017 | Декабрь 2016 | Ноябрь 2016 | Октябрь 2016 | Сентябрь 2016 | Август 2016 | Июль 2016 | Июнь 2016 | Май 2016 | Апрель 2016 | Март 2016 | Февраль 2016 | Январь 2016 | Декабрь 2015 | Ноябрь 2015 | Октябрь 2015 | Сентябрь 2015 | Август 2015 | Июль 2015 | Июнь 2015 | Май 2015 | Апрель 2015 | Март 2015 | Февраль 2015 | Январь 2015 | Декабрь 2014 | Ноябрь 2014 | Октябрь 2014 | Сентябрь 2014 | Август 2014 | Июль 2014 | Июнь 2014 | Май 2014 | Апрель 2014 | Март 2014 | Февраль 2014 | Январь 2014 | Декабрь 2013 | Ноябрь 2013 | Октябрь 2013 | Сентябрь 2013 | Август 2013 | Июль 2013 | Июнь 2013 | Май 2013 | Апрель 2013 | Март 2013 | Февраль 2013 | Январь 2013 | Декабрь 2012 | Ноябрь 2012 | Октябрь 2012 | Сентябрь 2012 | Август 2012 | Июль 2012 | Июнь 2012 | Май 2012 | Апрель 2012 | Март 2012 | Февраль 2012 | Январь 2012 | Декабрь 2011 | Ноябрь 2011 | Октябрь 2011 | Сентябрь 2011 | Август 2011 | Июль 2011 | Июнь 2011 | Май 2011 | Апрель 2011 | Март 2011 | Февраль 2011 | Январь 2011 | Декабрь 2010 | Ноябрь 2010 | Октябрь 2010 | Сентябрь 2010 | Август 2010 | Июль 2010 | Июнь 2010 | Май 2010 | Апрель 2010 | Март 2010 | Февраль 2010 | Январь 2010 | Декабрь 2009 | Ноябрь 2009 | Октябрь 2009 | Сентябрь 2009 | Август 2009 | Июль 2009 | Июнь 2009 | Май 2009 | Апрель 2009 | Март 2009 | Февраль 2009 | Январь 2009 | Декабрь 2008 | Ноябрь 2008 | Октябрь 2008 | Сентябрь 2008 | Август 2008 | Июль 2008 | Июнь 2008 | Май 2008 | Апрель 2008 | Март 2008 | Февраль 2008 | Январь 2008 | Декабрь 2007 | Ноябрь 2007 | Октябрь 2007 | Сентябрь 2007 | Август 2007 | Июль 2007 | Июнь 2007 | Май 2007 | Апрель 2007 | Март 2007 | Февраль 2007 | Январь 2007 | Декабрь 2006 | Октябрь 2006 | Сентябрь 2006