infobaza.by / интервью / агробаза / а.андриевич: "стабильность - главный итог работы апк беларуси в 2007 году"

А.Андриевич: "Стабильность - главный итог работы АПК Беларуси в 2007 году"

Журнал "АгроБаза", №02-2008 г.

Анна АндриевичТретий год реализации Государственной программы возрождения и развития села агропромышленный комплекс Беларуси отметил высокими производственными показателями. Впервые за последние 15 лет валовой сбор зерна во всех категориях хозяйств превысил 7,8 млн т, а производство молока составило более 5 млн т. Обеспечена самая высокая продуктивность дойного стада. Экспорт белорусской сельскохозяйственной продукции по итогам 2007 года превысил $1,3 млрд. По уровню производства и потребления основных продуктов питания Беларусь уверенно, причем не первый год, занимает первое место среди стран СНГ. Как и за счет чего достигнуты такие высокие показатели, какие внутренние резервы еще не использованы в агропромышленном комплексе страны — корреспонденту нашего журнала рассказывает начальник главного управления экономики Министерства сельского хозяйства и продовольствия Анна АНДРИЕВИЧ.

 

- Анна Ануфриевна, подведите, пожалуйста, кратко итоги прошлого года. В чем он был особенным для АПК республики?

— Минувший год по погодным условиям для сельчан был, пожалуй, самым сложным за последние десять лет. Ранняя теплая весна сменилась холодным июнем, а потом наступила засуха, которая негативно отразилась на выращивании зерновых, картофеля и овощей. Особенно пострадала от засухи Гомельская область. А хозяйства Брестской области, наоборот, заливало водой. Словом, работать приходилось в экстремальных условиях. Тем не менее, производство валовой продукции в сельхозорганизациях Беларуси в 2007 году увеличилось на 9,4% при заданных темпах роста на 7,5%.

Однако несмотря на значительное увеличение объемов производства в общественном секторе республики, выполнить прогнозные показатели по темпу роста валовой продукции во всех категориях хозяйств так и не удалось. С ними справились только Витебская и Могилевская области. Среди сельскохозяйственных организаций республики установленное задание выполнили все области, кроме Гомельской. Причиной тому стала засуха.

Невыполнение задания по валовому производству продукции во всех категориях хозяйств связано с тем, что в личных подсобных хозяйствах граждан производство сократилось на 2,7%, из-за чего объем продукции растениеводства здесь уменьшился на 0,9%, животноводства — на 9,4%. В стоимостном выражении к 2006 году с личных подсобных хозяйств в 2007 году недополучено продукции на сумму Br157 млрд.

Главная причина снижения объемов производства продукции в подсобных хозяйствах кроется прежде всего в уменьшении населения в сельской местности. По сравнению с 2000 годом оно сократилось на 13%. Кроме того, на 1,5 — 2% ежегодно уменьшается число личных подворий. Сокращаются посевные площади. К примеру, в 2007 году в хозяйствах площади под зерновыми культурами уменьшились по сравнению с 2006 годом на 9,3%, картофелем — на 6, овощами открытого грунта — на 1,1%. Поголовье крупного рогатого скота у населения снизилось на 16%, на столько же уменьшилась и численность коров.

Безусловно, все зависит от желания каждого человека заниматься ведением домашнего хозяйства, хотя сельхозорганизации обеспечили все заявки сельского населения по поставке молодняка свиней и птицы, доставке комбикормов. А главное, ежегодно выделяются государственные кредиты на закупку выращенной в личных подсобных хозяйствах продукции. Действует специальная программа, направленная на поддержку ЛПХ. Но, несмотря на принимаемые меры, тенденция к снижению объемов производства на личных подворьях продолжается. Перекрывать такое большое падение объемов продукции в личных подсобных хозяйствах граждан сельскохозяйственным организациям с каждым годом становится все труднее и труднее. Каждый процент снижения продукции в личных подсобных хозяйствах сельскохозяйственным организациям приходится перекрывать увеличением своей продукции на 0,7%. И чтобы выйти в целом по республике по итогам 2008 года на темп роста по валовой продукции на 9%, сельхозорганизациям необходимо добиться роста на 15%.

В общественном секторе республики темп роста валовой продукции сельского хозяйства обеспечен за счет роста объемов производства растениеводческой и животноводческой продукции. По сравнению с 2006 годом в 2007 году производство зерна возросло на 33%, картофеля — на 11, овощей — на 6, льноволокна — на 33%. В животноводстве обеспечена высокая продуктивность дойного стада, которой не было в прошлые годы. Производство молока в общественном секторе по сравнению с 2006 годом увеличилось на 3,7%, выращивание крупного рогатого скота — на 3, свиней — на 6, птицы — на 12%.

Рост объемов производства животноводческой продукции обеспечен за счет увеличения продуктивности скота и птицы. Удой молока от коровы в целом по республике составил 4115 кг, что на 99 кг больше, чем в 2006 году. По итогам 2007 года в 316 сельскохозяйственных организациях, удельный вес которых в общественном секторе республики составил 18%, продуктивность дойного стада превысила 5 тыс. кг на корову. А в СПК «Снов», ОАО «Экспериментальная база «Жодино», Республиканском унитарном опытно-экспериментальном предприятии «Восход» уже получают по 7 — 8 тыс. кг от каждой коровы — это почти европейский уровень.

Основной результат, которого мы достигли по итогам 2007 года, я считаю, это- стабильность производства, умение работать и обеспечивать при любых обстоятельствах и погодных условиях высокую продуктивность, как в отрасли растениеводства, так и животноводства. Мы научились добиваться высоких показателей вопреки сложным погодным условиям. Залогом тому стало широкое внедрение передовых энергосберегающих технологий, обновление техники, специализация производства и переход на более глубокую переработку сырья.

- Над решением каких проблем работаете в текущем году?

— Считаю, что у предприятий отрасли есть возможности значительно увеличить объемы производства за счет внутренних, не использованных ранее резервов. В настоящее время завершается разработка бизнес-планов, и в первую очередь уделено внимание новым инвестиционным и инновационным проектам по реконструкции предприятий и обновлению оборудования. Без модернизации добиться роста производства невозможно.

В растениеводстве приоритет будет отдан повышению плодородия почв и внедрению новых интенсивных технологий, использованию высокоурожайных сортов, а в животноводстве — увеличению объемов продукции. Достичь этого планируем за счет роста производства мяса птицы. Птицеводство — та отрасль, где быстро, в течение года, можно добиться требуемого результата, если все правильно рассчитать. Но, чтобы добиться этого, необходимо вложить средства в расширение производства, построить новые птичники, закупить высокопродуктивный племенной молодняк птицы. По оценке специалистов отрасли, уже в текущем году ожидается прирост объемов производства мяса птицы на 35 — 40 тыс. т.

В настоящее время завершается разработка проектно-сметной документации на перевооружение птицефабрик республики. Подготовлен проект постановления Совета Министров о предоставлении и бюджетных ссуд предприятиям ОАО «Белптицепром» на закупку нового оборудования. Предусмотрены дополнительные меры государственной поддержки отрасли.

Волнует нас и такая проблема, как достижение сбалансированности кормов по содержанию белка. Несмотря на то, что в 2007 году заготовлен надежный запас травяных кормов и более 700 тыс. т кукурузы, белкового сырья в республике все еще недостаточно. А без использования в кормопроизводстве белкового сырья добиться высокой продуктивности животных будет просто невозможно. Поэтому подготовлен проект указа Главы государства о предоставлении бюджетных ссуд предприятиям Минсельхозпрода на закупку белкового сырья за пределами республики.

Результаты января свидетельствуют о том, что медлить с закупкой белкового сырья больше нельзя — наблюдается суточное снижение надоев молока. А ведь планировался среднесуточный прирост по надоям молока на 1 литр. Так что чем скорее мы получим средства и закупим белковое сырье, тем быстрее выйдем на заданные параметры.

 

- Планируется ли в нынешнем году дальнейшее повышение закупочных цен на животноводческую продукцию?

— Да, уже подготовлен соответствующий проект постановления Совета Министров, который проходит согласование в министерствах и ведомствах. Мы предлагаем повысить закупочные цены на животноводческую продукцию в среднем от 5 до 15%. К примеру, на молоко высшего сорта — ориентировочно на Br150, говядину — на 5%, мясо птицы — примерно на 15%. Это позволит частично компенсировать затраты на их производство. При этом планируется также поднять отпускные цены на молоко и мясо в среднем на 6 — 7% с учетом инфляции. Иначе перерабатывающие предприятия не вынесут такой высокой нагрузки, и поэтому должно произойти адекватное повышение предельных отпускных цен с компенсацией новой стоимости сырья.

Повышение закупочных цен на животноводческую продукцию требуется уже сейчас. Хозяйствам остро необходимы средства на закупку топлива, минеральных удобрений, средств защиты к весенней посевной. Кроме того, в связи с повышением цен на энергоресурсы неуклонно растут расходы на производство животноводческой продукции. Нести дальше это тяжелое бремя хозяйства не смогут. Поэтому мы очень надеемся на решение правительства по данному вопросу в самое ближайшее время. Мы выступаем за поэтапное повышение закупочных цен на животноводческую продукцию, хотя для экономики АПК более целесообразно одновременное повышение закупочных и отпускных цен до необходимого уровня, чтобы работать рентабельно.

В настоящее время уровень рентабельности реализованной продукции составляет 7,3%, что выше уровня 2006 года на 1,1%, в том числе промышленной — 7,7% при доведенном целевом показателе на январь-декабрь 6%. Выполнение задания обеспечено за счет выгодной конъюнктуры внешнего рынка по реализации мясомолочной продукции.

 

- В связи с необходимостью повышения закупочных цен возникает несколько вопросов. Смогут ли перерабатывающие предприятия переработать возросший объем сырья и почему на предприятиях отрасли не достигнута в полной мере глубокая степень его переработки?

— В 2007 году в промышленности не удалось выйти на заданные параметры. При задании увеличить темпы роста на 109,5 — 110,5% обеспечен прирост только на 106,6%. Основная причина невыполнения установленных заданий — недопоставки молочных и мясных ресурсов. Поэтому мощности перерабатывающих предприятий не загружены. Сейчас на переработку направляется 83% молочного сырья при необходимости 88%, а доля поставок скота на промышленные предприятия мясной отрасли составила 65,9% от общей его реализации по республике. Поэтому Минсельхозпрод в 2008 году усилил контроль за поставками сырья на переработку и потребовал от облсельхозпродов переориентировать движение ресурсов на глубокую степень переработки сырья.

Из-за незначительного роста поставок (103%) молока молокоперерабатывающим организациям за 2007 год по отношению к 2006 году снизилось количество молочных консервов (89,7%), а темп роста производства сливочного масла составил только 100,8%, производство жирных сыров увеличилось на 7%, в том числе твердых — на 6,8%.

 

- Каким образом в нынешнем году распределяются средства республиканского фонда поддержки сельхозпроизводителей?

— Финансирование АПК всегда было самым сложным процессом: ведь не всегда удается предусмотреть все, что требуется. Учитывая, что указ Главы государства о распределении фонда поддержки сельхозпроизводителей подписан в конце декабря прошлого года, предприятия отрасли уже сейчас имеют возможность, не привлекая лишних кредитов, осуществлять финансирование своих проектов за счет централизованных источников. Первые платежи пошли после 20 января.

Объем средств этого фонда практически остался на ровне прошлого года и составляет Br2 трлн. 263,8 млрд. Основные его направления тоже известны — средства фонда выделяются на приобретение новой техники, минеральных удобрений, реализацию государственных и отраслевых республиканских программ. Мы изменили лишь некоторые подходы к использованию выделяемых средств, но в целом коренной ломки не произошло.

По новым правилам до 80% средств, предусмотренных на реализацию госпрограмм, выделяется в адрес облисполкомов. Но это не означает, что на местах могут бесконтрольно распоряжаться ими. Минсельхозпрод рекомендовал направлять данные средства на развитие растениеводства, животноводства, создание устойчивой экономики и укрепление финансового состояния.

Раньше, к примеру, выделялись надбавки к закупочным ценам на животноводческую продукцию и направлялись только на закупку минеральных удобрений. Сейчас такого жесткого распределения средств нет, но и безнадзорности за их использованием тоже не существует.

Механизм распределения средств не изменился. По-прежнему централизованно направляются средства на закупку минеральных удобрений, средств химзащиты. В нынешнем году подготовлен проект постановления Совета Министров о закупке дополнительных объемов фосфорных удобрений за пределами Беларуси, поскольку Гомельский химкомбинат не может в полном объеме обеспечить потребности хозяйств республики в фосфорных удобрениях. В целом на развитие отрасли растениеводства направляется Br90 млрд из необходимых Br92 млрд.

Более половины средств фонда направляется на реализацию крупных инвестпроектов: техническое переоснащение животноводческих ферм и комплексов, зернотоков, приобретение новой техники, а также на выполнение обязательств по старым долгам, кредитам и займам. Цель новых подходов к распределению фонда поддержки сельхозпроизводителей — более эффективное расходование средств. Инновационные проекты связаны с внедрением новых технологий.

Что касается приобретения техники, то на эти цели направляется более 45% средств фонда. Сюда включены также расходы, связанные с выплатой старых долгов и процентов по кредитам. Нынешний год станет завершающим годом по расчетам за взятые ранее кредиты и займы. Подсчитано, что около Br400млрд уйдет только на выплату кредитов и процентов по ним. Поэтому хозяйствам необходимо более тщательно взвешивать, что им сейчас гораздо важнее — рассчитаться за технику, которую брали в лизинг, или купить еще один трактор и тем самым увеличить кредиторскую задолженность предприятия. Таким образом, чисто на приобретение техники будет использовано около 18% средств фонда.

Государственная поддержка оказывается преимущественно тем предприятиям, которые обеспечивают высокую окупаемость ресурсов.

Средства республиканского фонда поддержки сельхозпроизводителей распределяются по трем основным направлениям — субсидии на реализацию отраслевых и республиканских программ; капитальные вложения, связанные с реконструкцией и модернизацией производства; бюджетные ссуды и займы с обязательным условием их возврата для пополнения оборотных средств. Сохранены позиции, согласно которым помощь сельхозорганизациям будет оказываться на равных условиях,- это прежде всего удешевление стоимости минеральных удобрений и реализация мероприятий, связанных с повышением плодородия почв. Все хозяйства владеют землей и все они должны в равной степени иметь возможность воспользоваться государственной поддержкой такого направления. Тем хозяйствам, которые уже успешно работают, государственная дотация, начиная с 2008 года, будет уменьшена на 50%, а с 2010-го они должны выйти на бездотационную работу.

При этом предлагается так называемый нормативный метод, при котором будут уменьшены дотации на развитие сельхозпроизводства. Помощь государства будет оказываться, но только перспективным хозяйствам, то есть тем, которые смогут в ближайшее время дорасти до уровня высокоразвитых хозяйств. Вместе с тем мы прекрасно понимаем, что бездотационный путь развития АПК — это пока еще отдаленная перспектива. Во всем мире опосредованно или напрямую сельское хозяйство все-таки дотируется, в большей или меньшей степени. У одних это дотация на минеральные удобрения и средства защиты, у других — обеспечение топливом и элитными семенами, у третьих — выделение техники в лизинг на льготных условиях. Работа АПК на принципах самоокупаемости возможна лишь при достижении рентабельности сельхозпроизводства не менее 40 — 42%, учитывая специфику отрасли. В Беларуси таких сельхозпредприятий пока еще немного. В лучшем случае мы можем выйти по отдельным отраслям на рентабельность 15%, а в целом по Минсельхозпроду — на 7%. Поэтому министерство предлагает плавный переход АПК на самоокупаемость, постепенно уменьшая дотации. Главное, как мы считаем, необходимо сохранить плодородие почвы, благодаря чему белорусские крестьяне получают высокие урожаи зерна и кормовых культур. А это значит, что больше будет на наших столах молока и мяса.

 
 
Беседовала
Татьяна НИКОЛАЕВА
 
 
 
Читайте также:
Все новости