infobaza.by / автоспорт / автоспорт. статьи / черная сторона "дакара"

Черная сторона "Дакара"

Чтобы участвовать в этой гонке, надо любить ее больше жизни. "Дакар" — одно из самых опасных состязаний, придуманных человечеством. Нынешний унес пять человеческих жизней. О черной стороне легендарного ралли…

Фабрицио Меони"Черная сторона Дакара". Это выражение принадлежит выдающемуся мотогонщику Фабрицио Меони. Он говорил о ней, когда 10 января узнал о смерти в больнице города Аликанте другого мотоциклиста — Хосе Мануэля Переса, скончавшегося от полученных при аварии на седьмом этапе ралли травм внутренних органов.

"У этой гонки есть особая магическая притягательность,- сказал тогда Меони, когда его спросили о том, не слишком ли часто на Дакаре гибнут люди.- Но, увы, есть и эта, черная, сторона. И, может быть, от нее никуда не денешься…"

На следующий день медицинский вертолет найдет Меони лежащим на 10-м км очередного спецучастка. Врачи констатируют сердечный приступ — и очередную дакаровскую гибель. А его коллеги-раллисты на финише того этапа будут, не скрывая слез, рассказывать, что ничто не предвещало трагедии, что двукратный победитель "Дакара" выглядел в свои 47 лет самым здоровым человеком на свете. Фабрицио Меони не скрывал, что собирается уйти из ралли после этой гонки. Уйти с третьей победой, к которой он был близок. Последнее ралли в жизни он так и не закончил.

После Меони погибли еще трое — два бельгийца, на мотоциклах сопровождавшие на трассе своего друга-гонщика Рене Делаби и попавшие в аварию, и пятилетняя сенегальская девочка, за которой не уследили родители. Она выскочила на трассу, не заметив мчащийся на полной скорости какой-то из грузовиков-"техничек". Типичные дакаровские смерти.

"Дакар" проводится с 1979 года. Фабрицио Меони стал 22-м его участником, погибшим во время марафона. Точного учета тех, кто погиб, не будучи его участником (механиков, журналистов, зрителей), не существует. Французы, наиболее внимательно следящие за "Дакаром", подсчитали, что их 26 человек. Очень похоже на правду.

Нет точной статистики и по тяжелым травмам. Тех, кого ралли сделало инвалидом, тоже очень много. Известно, какой из "Дакаров" был самым черным — 1988 года. Тогда на нем оборвалась жизнь шести человек. Из них трое были гонщиками. Причин, по которым происходят эти трагедии на "Дакаре" и других ралли-рейдах, очень много. Самая распространенная — аварии.

В пустыне крайне низка вероятность столкновения с другим автомобилем (хотя и такое случается), зато есть возникающие вдруг на пути дюны-трамплины, среагировать на которые на скорости 150 км/ч практически невозможно.

В 1988 году перевернулся на трассе известный мотогонщик из команды BMW Жан-Клод Югар. Спасти французского спортсмена не удалось. В 2001 году на "Мастер-ралли", российско-азиатском аналоге "Дакара" (больше он не проводится), неподалеку от сирийского города Пальмира не справился с управлением BMW сильнейший британский мотоциклист Джон Дикон. Он скончался от тяжелых травм головы.

На "Мастер-ралли" 1996 года в Монголии, в мрачном алтайском ущелье, ветер бросил на камни лидера местного мотоспорта Сурдена Эрденбилега. За день до этого он говорил, как его будут встречать в родном Улан-Баторе: толпа народа на центральной площади, флаги. Камни сломали ему позвоночник. Он выжил, но остался инвалидом.

Последняя до нынешнего "Дакара" трагедия произошла в сентябре на египетском "Ралли фараонов", считающемся не самым трудным из рейдов, с самым знаменитым из его участников. Неподалеку от оазиса Сива разбился трехкратный победитель "Дакара" Ришар Сайнст. Когда прибывшие на вертолете врачи оказывали французу первую помощь, он был еще жив, хотя и не приходил в сознание. Смерть, причиной которой стали многочисленные травмы, полученные при падении, зафиксировали по прибытии в больницу в окрестностях Каира.

Мотогонщики получают тяжелые травмы иногда даже не от падения на землю, а от удара о руль фактически ничем не защищенным телом. Собственно, именно такой удар стал роковым для Переса. Чуть было не стал он роковым два года назад для Патси Квик, первой британской женщины-участницы "Дакара". Отважная владелица антикварного магазина серьезно повредила позвоночник.

Те, кто едет в автомобилях, защищены от травм, конечно, гораздо лучше, но отнюдь не стопроцентно. Четыре года назад на трассе "Дакара" перевернулся автомобиль Даниэля Небо. Пилот отделался сильными ушибами, штурман Бруно Кови погиб.

Два года назад "проспал" трамплин опытнейший японский гонщик Кендзиро Синозука. Его надежный Nissan был разбит вдребезги, сам Синозука несколько дней провел в состоянии комы. Врачи говорили, что, опоздай они к месту аварии на 10 минут, спортсмена было бы уже не спасти. Но аварии — это далеко не все самое страшное, к чему должен быть готов участник ралли-рейда.

Есть, например, еще жара и ближе к экватору уже, кажется, насквозь, будто в микроволновке, прожигающие тело солнечные лучи. На "Мастер-ралли" 1999 года по дороге в Туркмению пропал израильский экипаж. Израильтян долго искали и обнаружили на дороге, ведущей в прямо противоположную от конечного пункта этапа Туркменбаши сторону — к Душанбе. Спасательный вертолет настиг гонщиков, которые двигались со скоростью за 100 км/ч. При этом оба — и пилот, и штурман — были в невменяемом состоянии. Они не могли объяснить, почему поехали в Душанбе. Они вообще ничего не могли объяснить. Врач развел руками: тепловой удар, солнце…

В 2002 году в оргкомитет ралли Desert Challenge в ОАЭ, которое, как и "Ралли фараонов", считается относительно безопасным, поступило известие, что при прохождении спецучастка стало плохо немцу Михаэлю Зефельду на KTM, накануне этапа жаловавшемуся на усталость.

Прилетевшие в указанную точку на вертолете врачи обнаружили Зефельда лежащим на песке в расстегнутом комбинезоне и без шлема. Согласно заключению специалистов, смерть наступила в результате обезвоживания организма.

Меони, повторим, ни на что не жаловался.

Есть и специфические, именно дакаровские опасности. Африка — это ведь помимо дюн и жары и высокий уровень преступности, а также войны, продолжающиеся или закончившиеся, но оставившие по-прежнему дающие о себе знать жуткие следы.

Российский КАМАЗ после аварии на 'Дакар 2007'В 1989 году африканские бандиты-туареги расстреляли на "Дакаре" Citroen, в котором ехал француз Шарль Кабанн. Он погиб. Через семь лет на мине подорвался грузовой Mercedes. Погибли два сидевших в нем человека. На "Дакаре" 2001 года джип сопровождения, в котором ехал португалец Жозе Эдуарду Рибейру, также наехал на мину. Ему оторвало ногу. Это было на границе Марокко и Мавритании. Руководитель "технички" команды "КамАЗ-мастер", которая ехала следом, Михаил Мясоедов рассказывал, что на границе был очень узкий коридор между минными полями, отклоняться от него нельзя было ни на метр. Португалец отклонился. Наши проехали аккуратно.

Нельзя сказать, что организаторы "Дакара" ничего не делают, чтобы повысить безопасность гонки. Меры принимаются. Скажем, в населенных пунктах скорость ограничена 50 км/ч. С нынешнего "Дакара" ограничили независимо от того, где проходит трасса, скорость грузовиков. Отныне они не могут ехать быстрее 150 км/ч. Солиднее стала медицинская служба "Дакара". Но нынешнее ралли показало, что эти меры мало помогают. По-прежнему повышенному риску подвергаются и зрители, и участники.

На вопрос, почему по тысяче человек до сих пор, несмотря на длинный список трагедий, готовы подвергать себя смертельному риску, ответить гораздо труднее, чем на вопрос, откуда раллистам следует ждать беды. Выдающийся мотогонщик, ныне шеф команды KTM Repsol Хорди Аркаронс признавался, что отправлялся на свой очередной "Дакар" с мыслью о том, вернется ли он домой через три недели.

"Но когда ралли начиналось, эта мысль куда-то пропадала. Я думал только о том, как быстрее проехать спецучасток, как стать первым",- удивлялся Аркаронс. Победитель нынешнего "Дакара" в мото Сирил Деспре рассказывал, что, узнав о смерти партнера по KTM Gauloise Фабрицио Меони — своего друга и, можно сказать, кумира, был в шоке. Хотел, как многие мотоциклисты, вообще отказаться от продолжения гонки. А стоя на финишном подиуме, испытывал странное чувство: с одной стороны, безумная радость от покорения раллийной вершины, с другой — безумная горечь от потери человека, который был по-настоящему дорог.

"Однако в тот момент на подиуме я одновременно понял, что обязательно вернусь на Дакар через год. Понял, что слишком люблю это ралли, эту пустыню, чтобы отказаться от нее",- продолжал Деспре. Основатель "Дакара" Тьерри Сабен, впрочем, еще четверть века назад предупреждал, что африканские пески и эта придуманная им адская гонка могут оказывать на людей странное, почти волшебное воздействие. Такое, какое в свое время оказывала Африка на автора "Маленького принца" Антуана де Сент-Экзюпери.

Кажется, он был прав. Тьерри Сабен, кстати, тоже погиб на "Дакаре" — в 1986 году потерпел крушение вертолет оргкомитета, в котором он находился.

Источник — «Коммерсант»