infobaza.by / интервью / автобаза / м.заболоцкий: "320 тонн - не предел"

М.Заболоцкий: "320 тонн - не предел"

Журнал "АвтоБаза", №12-2007

Михаил ЗаболоцкийБелорусский автомобильный завод в Жодино — одна из крупнейших мировых фирм по выпуску карьерной техники — в дополнительной рекомендации не нуждается. Практически каждый день СМИ выдают информацию о достижениях этого гиганта белорусского машиностроения.

За почти полувековую историю на предприятии выпущено свыше 120 тысяч единиц техники. Продукция жодинского автогиганта неоднократно отмечалась высокими международными наградами и призами.

На выставке «АвтоБелСервис-2007», которая проходила в Минске, наш корреспондент побеседовал с заместителем генерального конструктора завода — начальником отдела научно-технического центра ПО «БелАЗ» Михаилом ЗАБОЛОЦКИМ.

 

- Михаил Михайлович, чем сейчас живет предприятие?

— Самыми значимыми для нас являются работы по освоению производства карьерного самосвала грузоподъемностью 320 т. Это новый модельный ряд, новый класс грузоподъемности — такой техникой ранее мы не занимались. В серийном производстве у нас имеются только самосвалы грузоподъемностью до 220 т.

Сегодня у наших заказчиков появилась необходимость именно в таких машинах. Нас предложение не застало врасплох, ведь технические наработки велись и раньше, но мы не изготавливали машины такого класса лишь по той причине, что не было заказа. Сейчас он появился — это заказчик из Кемеровской области в России. В 2005 году мы изготовили первый карьерный самосвал грузоподъемностью 320 т. Он успешно прошел полигонные испытания на территории нашего завода, во время которых были проверены все его технические характеристики. После доработок машина была отправлена на эксплуатационные испытания, чтобы конструкторы могли окончательно убедиться в надежности новой конструкции, определить ресурс основных узлов и в итоге показать, что наш завод готов конкурировать с мировыми производителями и способен поставлять на рынок технику требуемого качества.

В настоящее время завершаются приемочные испытания, которые заканчиваются при 60 тысячах километров пробега.

Конечно, заказчик не позволяет нам расслабиться, ведь он ищет и другие варианты поставки для себя техники, но такая ситуация нам знакома, ведь в подобном режиме мы работаем с начала 90-х годов прошлого века.

 

- Если я не ошибаюсь, удельный вес белорусских большегрузных самосвалов на мировом рынке составляет чуть ли не 30 процентов!?

— Сегодня наше предприятие обеспечивает на мировом рынке около трети поставок карьерных самосвалов. Мы действительно являемся самыми крупными производителями карьерных самосвалов в мире! Среди конкурентов самосвалы БелАЗ отличаются повышенной удельной мощностью, высокими показателями плавности хода, хорошей маневренностью, легкостью управления, надежностью. Они хорошо зарекомендовали себя в сложных условиях эксплуатации при разработке месторождений полезных ископаемых в глубоких карьерах как Крайнего Севера, так и жарких тропиков.

Наш брэнд востребован за рубежом. В связи с этим радует то, что в республике понимают, что такие отечественные брэнды, как «БелАЗ», «МАЗ», «МТЗ», очень нужны. Государство всемерно поддерживает нас, включает в различные программы развития, такие, например, как «Карьерная техника» в рамках Государственной научно-технической программы «Машиностроение».

 

- В республике востребована малотоннажная техника. А вот такие «мастодонты» продаются преимущественно за рубеж.

— Сейчас в мире наметилась тенденция к повышению грузоподъемности подобных машин. Наиболее популярны самосвалы грузоподъемностью 130 и 220 т. И в общем объеме производства они составляют как раз большую часть нашей товарной продукции.

Перспективным является и производство гигантов в 320 т. Поэтому, не дожидаясь окончания испытаний своего «первенца», о котором я говорил, мы сделали еще два экземпляра. Появилась уверенность в том, что мы стоим на правильном пути. А заводские и эксплуатационные испытания только подкрепляют эту уверенность. Более того, на заводе принято решение об изготовлении следующей партии машин такого класса. Уверен, они обязательно будут востребованы.

 

- Какие страны в основном покупают вашу продукцию?

— Самыми крупными заказчиками являются Россия, Украина, Казахстан.

В последнее время активизировался и Узбекистан. В Россию отправлено 64% всей реализованной продукции. Основными ее потребителями являются предприятия Кузбасского угольного бассейна, металлургические и добывающие предприятия Уральского региона, горнодобывающие предприятия Якутии, Дальнего Востока и Кольского полуострова, Курской магнитной аномалии, эксплуатирующие основной парк карьерных самосвалов марки «БелАЗ» грузоподъемностью 30 — 320 т.

Заинтересованы в нашей продукции и страны дальнего зарубежья.

Так, в Китае очень интенсивно развивается добывающая промышленность и как следствие заказы на нашу технику все время увеличиваются. Интересно, что раньше мы поставляли в Поднебесную только самосвалы грузоподъемностью 30 и 42 т, а в последние пять лет в Китае востребованными стали машины сначала грузоподъемностью 55 т, потом — 130 т, а сейчас идут большие поставки машин грузоподъемностью 220 т.

В нашей же стране рынок карьерных самосвалов ограничивается грузоподъемностью 30 — 55 т и небольшим количеством добывающих предприятий, в карьерах которых завод проводит и испытания этой техники.

 

- Расскажите подробнее о карьерном самосвале грузоподъемностью 320 т.

— Параметры этого карьерного самосвала впечатляют. Приведу некоторые из них: высота — 7,22 м (на уровне трех-этажного дома), ширина — 9,6 м, длина — 14,9 м, полная масса самосвала — 560 т, мощность двигателя — 3500 л. с., емкость топливного бака — 4375 л. Шесть шин, грузоподъемностью по 93,3 тонны каждая, с наружным диаметром 3970 мм и собственным весом по 4950 кг. А такая деталь, по-моему, впечатлит любого: для перевозки одного такого карьерного самосвала заказчику необходимо 10 железнодорожных платформ!

Но даже при таких громадных размерах карьерный самосвал «БелАЗ-75600» легко вписывается в сложные горно-технические условия карьеров, так как он легкоуправляемый: рабочее усилие на рулевом колесе не превышает 2 кг. Что касается маневренности, то минимальный радиус поворота составляет 17,2 м, а плавность хода — на уровне лучших моделей легковых автомобилей. И, наконец, максимальная скорость такой огромной махины — 60 км в час.

 

- Очевидно, грузоподъемность 320 т для вас не предел?

— Как известно, машина начинается с шины. Как только появится соответствующая шина — появится и новый самосвал. Основные поставки шин идут с Бобруйского шинного комбината, но вот для карьерного самосвала «БелАЗ-75600» белорусской «обувки» пока нет, и мы вынуждены покупать шины у других поставщиков.

А будут в дальнейшем появляться заказы на более мощные самосвалы — будем производить и их. Технические проработки у нас в этом плане уже есть, в том числе и для самосвала грузоподъемностью 500 т.

 

- А более вместительные самосвалы, чем этот, есть?

— Пока самой крупнотоннажной машиной в мире является самосвал грузоподъемностью 360 т. В ближайшее время он появится и у нас.

 

- Какие новые разработки БелАЗа Вы могли бы отметить? Что производится в настоящий момент?

— Завершено изготовление второго и третьего образцов 320-тонных самосвалов, проведены их заводские испытания. Разработана документация, изготовлены образцы, проведены заводские испытания двух новых модификаций 130-тонных самосвалов с электротрансмиссией переменного тока.

В спектре машин грузоподъемностью 30 т (серия «БелАЗ-7540») cоздана новая модификация — «БелАЗ-7540К» с дизельным двигателем мощностью 400 л.с. с центральной крыльчаткой охлаждения, более совершенной системой очистки воздуха, с внедрением ряда новых конструктивных решений по системам. Первая партия самосвалов этой модификации уже изготовлена.

Также разработана документация и ведется изготовление опытных образцов 45-тонного карьерного самосвала «БелАЗ-7545», 160-тонного самосвала «БелАЗ-7517», 50-тонного подземного самосвала «БелАЗ-75810», 9-тонной подземной погрузочно-доставочной машины «МоАЗ-4055».

Расширен номенклатурный ряд за счет разработки и постановки на производство новых модификаций 130-тонного и 220-тонного самосвала с двигателями компании MTU, новых моделей тягачей-эвакуаторов на базе карьерных самосвалов грузоподъемностью 55, 130 и 220 т и новой модификации 150-тонного тяжеловоза для нужд Белорусского металлургического завода.

Продукцией Белорусского автомобильного завода и Могилевского автомобильного завода им. С. М.  Кирова — его филиала, кроме карьерных самосвалов грузоподъемностью от 30 до 320 т, также являются самосвалы повышенной проходимости с гидромеханической трансмиссией, строительно-дорожные машины и машины для обслуживания горно-транспортных работ, всевозможные погрузчики, бульдозеры, автобетоносмесители, скреперы, тягачи-буксировщики. А также машины для подземных работ: самосвалы подземные, погрузочно-доставочные машины, шасси универсальные, транспортные средства для перевозки людей, подземные бетоносмесители.

Выпускаем мы машины и для металлургических предприятий (шлаковозы, тяжеловозы), машины специального назначения (катки самоходные, шасси под виброустановку, мусоровозы, аэродромные тягачи, поливооросительные машины).

 

- Сколько машин в год производит ваш завод, начиная от «тридцатитонников» и заканчивая «богатырями» грузоподъемностью 320 т?

— Мы выпускаем столько продукции, сколько нам закажут, а фактически получается более двух тысяч единиц в год.

Наш филиал в основном выпускает «двадцатитонники». Вместе с могилевчанами мы развиваем производство подземной техники. Это шахтные самосвалы грузоподъемностью от 20 до 30 т. Следующий шаг в этом направлении — выпуск самосвалов от 40 до 50 т. Уже есть опытные образцы подобной техники. Изготавливаем шахтные вагоны для Солигорска.

Как видите, свое присутствие на рынке мы стараемся расширить, и потому увеличиваем спектр выпускаемой продукции.

Справка:
История предприятия ведет свой отсчет с 1948 года, когда во исполнение Постановления Верховного Совета БССР №137.308 от 11 сентября 1946 года, которым был принят Закон о пятилетнем плане восстановлении народного хозяйства БССР на 1946 — 1950 гг., в районе железнодорожной станции Жодино началось строительство машиностроительного завода по выпуску торфяного оборудования.
В мае 1950 года была выпущена первая продукция завода: контейнеры для перевозки торфа, ворошилки для его сушки и др.
В марте 1951 года завод был переименован в «Дормаш», который выпускал снегоочистители, поливо-моечные и шнекороторные машины, кусторезы и другую мелиоративную и дорожную технику.
С 17 апреля 1958 года предприятие стало называться «Белорусский автомобильный завод». К 7 ноября 1958 года с его конвейера сошел первый 25-тонный «МАЗ-525» (производство этих машин было передано с Минского автомобильного завода).
В 1960 году на предприятии приступили к проектированию «БелАЗов» — самосвалов принципиально новой конструкции для разработки месторождений полезных ископаемых открытым способом.
14 сентября 1961 года из заводских ворот вышел первый 27-тонный «БелАЗ-540». За всю историю предприятия Белорусским автозаводом разработано более 400 модификаций карьерных самосвалов грузоподъемностью от 27 до 320 т, выпущено свыше 120 тыс. единиц карьерных самосвалов, которые были отправлены в более чем 50 стран мира.

 

Беседовал Владимир Максимов

 
Читайте также: