infobaza.by / интервью / автобаза / как "батон" стал "хлебом"

Как "Батон" стал "Хлебом"

Мы уже писали о том, что пятеро отважных минчан на УАЗе-3962 1995 года выпуска планировали совершить путешествие в Магадан. И, знаете, это им удалось. Наш корреспондент встретился с «командором» необычного автопробега Александром Смирновым и взял у него интервью.

- Самый первый вопрос: сколько, сколько, сколько…?

- Общий километраж составил не менее 25 тыс. км. Точно сказать не могу: в конце поездки сломался счетчик в спидометре. Средний расход топлива на 100 км - от 13 до 17 литров. Получилось в сумме более 3 200 литров «восьмидесятого» бензина. Поездка туда и обратно заняла 40 дней, как мы и планировали.

- «Батон», «таблетка», «буханка» - как только не называют в простонародье этот УАЗик, но вы, вероятно, за столько дней «совместной жизни» окрестили его по-своему.

- Мы его звали «хлеб». Машина стала нам домом, существом почти родным.

- Кстати, а если бы сейчас пришлось опять ехать к черту на кулички на этой «буханке», отважились бы?

- На этой - да, на другой - нет!

- А мне показалось, что она вам изрядно надоела. На сайте magadan.by, где вы ежедневно живописали свою поездку, львиная доля текста была посвящена всяческим поломкам и бесконечному ремонту.

- Да, поломки случались часто, но это связано с тем, что мы не обкатали собранную технику до старта. Между прочим, именно сейчас машина больше готова к магаданской поездке, чем тогда.

- Наконец-то отремонтировали окончательно?

- Ремонтом мы занимались с февраля с перебора двигателя и закончили все ремонтные работы в ночь перед отъездом 23 августа. А во время движения тратили суммарно на ремонт и техническое обслуживание каждый день около 5-6 часов.

- А что у вас «летело» кроме спидометра?

- Все. Но больше всех нас «достал» ремень генератора - он постоянно перетирался. Все время подтягивали либо ставили другой. За Уралом чаще меняли топливные фильтры, потому что в них всегда была вода и какая-то взвесь. А самая неприятная поломка случилась в Амурской области. У нас просто не заводился мотор, и весь день мы искали причину, поэтапно проверяя все версии. Поменяли бабину, крышку трамблера, бегунок, провода, проверили свечи, разобрали карбюратор, обнаружили в нем воду, прочистили его. Все это ни к чему не привело. Пришлось купить новый карбюратор.

- Какой маршрут выбрали?

- Мы ехали не через Москву, а направились сразу в Тульскую область на Куликовское поле, где в то время проводились торжественные мероприятия. Очень интересно было посмотреть. Потом Рязань, Самара, дальше на Сызрань, Уфу, Челябинск, Новосибирск, Омск, Красноярск, Иркутск, Читу, Улан-Удэ, Якутск и Магадан.

Обратно маршрут несколько изменили: в Омске повернули на Екатеринбург через Тюмень, где нас ждал местный автоклуб. Поехали северным путем через Москву, и получилось на 300 км дальше. Хотя на обратный путь мы потратили на несколько дней меньше.

- А был ли «час пик», «мертвый сезон», когда хотелось все бросить?

- Проблемы преследовали нас неотступно, они, конечно, влияли на психику, но командный дух ни разу не дал сбоя. Поэтому этим составом планируем совершать и следующие поездки. Например, думаем в следующем году поехать в Индию.

- Неужели на «буханке»?

- На этот раз на «японке» или европейской машине. Попробуем на ГАЗ-66 рвануть на Аральское море. Хотели бы проверить ее пресловутую проходимость. Если удастся, поедем на мыс Дежнева.

- Кстати, о проходимости. Кроме пустынь и полупустынь, вы побывали практически во всех географических зонах.

- Встречались разные природные зоны, но «буханка», в целом, вела себя достойно. Километров 300 ехали только по грязи, смертельной для легковушки, но не для нее. Форсировали парочку бродов, один, правда, сами пересечь не могли, глубокий оказался, пришлось прибегнуть к помощи попутного «Кировца».

- У всех участников экспедиции есть водительские права. Как вы распределяли между собой обязанность шофера?

- Каждый вел машину в силу своих возможностей и способностей. Сидеть за рулем было непросто. Выскажу мнение: шесть часов вождения - то же самое, что сутки ехать за рулем хорошего автомобиля.

- И о погоде…

- В салоне всегда было +40, а за бортом температура колебалась от -10 до +30. Приходилось ехать и в снег.

- Как дорога?

- Лучше, чем ожидали. Но все же больше 8 000 тыс. км мы проехали по гравейке. Когда сухо, по Колымской трассе можно ехать, но как только начинаются дожди, делать это очень сложно. Мы вовремя вернулись: чуть бы позже, дожди бы нас не отпустили, и мы бы застряли.

- Из пяти человек у вас три врача, причем реаниматологи. Как со здоровьем было?

- Тьфу-тьфу, отлично, все обошлось. Ссадины, порезы не в счет. Зато наши умения пригодились местным жителям. Узнав, что среди нас есть доктор, да не один, просили помочь. Как могли, помогали, консультировали. Летальных исходов не было. Но чаще помощь, правда, техническая, требовалась нам. И как хорошо, что в нужное время и в нужном месте оказывались нужные люди. Нас вело Провидение. Мы бы доехали и так, но помощь все равно пригодилась. Очень были удивлены гостеприимством народа, живущего за Уралом, хотя об этой национальной черте мы знали. Мне кажется, средний белорус мало себе представляет жизнь за Уральскими горами, ее реалии, но я скажу, что, например, Новосибирск даст фору любой европейской столице, а старинный Омск - просто загляденье.

- Неужели и российская ГИБДД - такая же светлая, пушистая и гостеприимная?

- Когда мы ехали в Магадан, для нас был зеленый свет, ни разу не посмотрели техпаспорт, может, потому, что у нас на борту было написано «Мы - за безопасность движения», а вот на обратной дороге останавливали постоянно, по пять раз на день. Но мы обошлись без штрафов и взяток.

- Были какие-то неприятные моменты?

- Однажды от вибрации одно колесо просто открутилось. Скорость была 60 км в час. Как раз в горах был крутой поворот и просто удивительно, что мы удержались на дороге. Очень испугались. Ехали на тормозном диске 200 метров.

- Выходит, встречались и горы?

- Небольшие, высотой до 2 000 метров. Пересекли до 10 перевалов.

- С топливом проблем не было?

- С заправками - нет, а вот о качестве бензина поговорить следует. Начиная с Иркутска и до Магадана он был просто отвратительный, скорее всего, наполовину разбавленный водой. А так, кроме Читинской области, заправиться можно было без проблем. И очень намучались мы с запчастями. Не с теми, что взяли из Минска, а с приобретенными. Несколько раз мы покупали запчасти, и они через некоторое время выходили из строя. На Колымском тракте у нас сломалась помпа, «поехал» весь радиатор. Купили в магазине помпу, она не садится на шпильки, не подходит по крепежу. Берем другую - то же самое. Пришлось рассверливать помпу, чтобы села на родной крепеж. Местные нас «успокоили»: это китайские запчасти, поэтому не удивляйтесь.

- Экипировались в поездку основательно?

- Да, помимо всего прочего, брали пилы, лопаты, бензопилы, топоры, ломы, но все это, в общем, не понадобилось. Но очень пригодился реечный домкрат для вытаскивания машины из грязи, тросы, динамическая стропа, то есть эластичный трос, ведь обычные рвались моментально, - может, из-за того, что нас часто тащили мощные взрывные «КАМАЗы»!?

- Какие марки машин вам попадались в пути чаще других?

- До Урала - ничего особенного, как и везде, включая Беларусь. Но потом пошли праворульные автомобили и к Новосибирску их стало большинство. То есть, по дорогам едут только «КАМАЗы», «МАЗы», «буханки» и праворульные автомобили. От Новосибирска до Магадана мы видели всего одну «Газель». Много японских машин. Якутию можно смело назвать страной «буханок».

- А белорусская техника встречалась?

- Так, парочку тракторов. В России есть Челябинский тракторный завод, поэтому нашим особо не пробиться. Встречались «МАЗы». Кстати, на многих машинах стоят двигатели Минского моторного завода.

- Какое место больше всего запало в душу? И ради чего вы смогли бы все повторить?

- Колымский край. Путешествие на любой вкус. На байдарке, велосипеде, лошади, пешком. Вообще, места удивительные встречались часто. Мы сделали более 5 000 тысяч фотографий, сняли более 10 часов видео и до сих пор не можем все это переварить и осмыслить.

- Вы застали конец лета и начало осени. Грибов, небось, наелись.

- Ну да. Сломались, стали, пошли в лес, собрали за полчаса литров пятнадцать маслят, пожарили.

- Что еще запомнилось?

- Вячеслав Андросюк в Интернете познакомился через «Одноклассников» со своим полным тезкой и однофамильцем из Новосибирска. Он с семьей встретил нас, тепло принял и привез в воинскую часть, где нам полностью отревизировали машину. В Иркутске и Якутске посетили автомобильные клубы. Дали в Москве интервью телевизионной программе «Русский экстрим». В восторге мы от Оби, а вот Енисей был зажат среди горных массивов, побывали на Красноярской ГЭС, шикарной показалась Лена и, конечно, Байкал.

- Простите, денег вам хватило на поездку?

- Мы превысили ожидаемые лимиты: потратили меньше денег на топливо, зато больше ушло на ремонт.

- Одним, конечно, трудно было бы осуществить такое путешествие?

- Безусловно, и мы очень благодарны журналу «АвтоБаза» за информационную поддержку. Кстати, ваши читатели, а точнее, фирмы, размещающие рекламу в журнале, оказали нам реальную помощь: «Атлант-М Конел», ЗАО «Внедорожник». Помогла также компания «Alexnature», которая занимается охотой в Беларуси, и станция заправки масел ТЕХХ. Всем большое спасибо!

Беседовал Владимир Довженко (infobaza.by)

Справка. Автопробег Минск - Магадан - Минск. Автомобиль: УАЗ 3962, 1995 г.в. Двигатель: 417.

В автомобиле кузов поднят на 10 см, поставлен двухкамерный карбюратор, проведена работа по герметизации и утеплению салона. В задней части автомобиля установлено две печки (одна из них с вентилятором), противотуманные фары, механики сети центров замены масел TEXX поменяли моторное, трансмиссионное масло и антифриз. Были выбраны продукты Mobil, которые смогут защитить двигатель машины, коробку передач с учетом экстремальных погодных условий и непредсказуемых дорог.

Маршрут: Минск - Могилев - Рославль - Калуга - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск - Улан-Удэ - Чита - Сковородино - Якутск - Магадан. Европейский участок обратного пути несколько изменен: через Казань - Чебоксары - Нижний Новгород - Владимир - Москва - Минск.