infobaza.by / промышленность

Станет ли Беларусь частью нового «нефтяного» коридора?

02.06.2008

Беларуси предлагают стать одним из участников нового Евразийского нефтетранспортного коридора, который предполагает поставки в Европу нефти, альтернативной российской. Торопиться с ответом наша страна не спешит и поглядывает в сторону «старшего брата».

В ходе саммита по вопросам энергетической безопасности в Европе, прошедшего недавно в Киеве, украинская компания «Укртранснафта» высказала заинтересованность в транспортировке нефти через Беларусь в Европу. Эта нефтетранспортная компания (к слову, одна из крупнейших в Старом Свете) имеет необходимые возможности для транспортировки до 3 млн. тонн в год через Беларусь. Нужна лишь «небольшая доработка» белорусского участка.

«Технологический эксперимент по этому проекту мы не проводили, так как по данному вопросу еще нет четких договоренностей с первыми лицами Беларуси. Необходимо вести переговоры», — приводит «РБК-Украина» слова председателя правления ОАО «Укртранснафта» Игоря Кирюшина.

Эксперты не исключают, что этот вопрос мог обсуждаться на встрече премьер-министр Украины Юлии Тимошенко с белорусским коллегой Сергеем Сидорским в рамках саммита глав правительств стран СНГ в Минске 23 мая. Так совпало, что он проводился параллельно с энергетическим саммитом в Киеве, где шел диалог о создании единого Балто-Черноморско-Каспийского энергетического пространства. Правда, в этом мероприятии наша страна, равно как и Россия, не участвовала.

Между тем, Украина очень заинтересована в сотрудничестве с Беларусью в рамках проекта, связанного с использованием нефтепровода Одесса — Броды для поставок нефти из Каспийского региона в Европу. Этот проект предполагает, в частности, прокладку нефтепровода до польских городов Плоцк и Гданьск. В прошлом году представители Азербайджана, Грузии, Литвы, Польши и Украины подписали соглашение о сотрудничестве в энергетическом секторе, которое включает в себя создание коридора для транспортировки нефти из района Каспия в Европу. Белорусской стороне предлагают строительство перемычек, которые соединили бы белорусские участки нефтепровода «Дружба» с нефтепроводом Одесса — Броды.

По мнению эксперта в вопросах энергоресурсов Татьяны Маненок, для Беларуси перспективы, связанные с использованием нефтепровода Одесса — Броды в аверсном режиме (сейчас он используется в реверсном режиме — для прокачки российской нефти к порту Южный на Черном море), интересны, они отражены в концепции энергетической безопасности страны. «Наше руководство рассматривает этот вариант как альтернативу поставкам российской нефти. Это позволило бы Беларуси получать каспийскую и иранскую нефть», — отметила собеседница «Белорусских новостей».

Стратегический вопрос, который необходимо решить для работы нефтепровода Одесса — Броды в аверсном режиме, — как заполнить трубу. Для этого важно участие Казахстана, который бы мог гарантировать нужные объемы поставок. Однако Россия не заинтересована, чтобы Казахстан участвовал в этом проекте.

Не случайно, что свой первый зарубежный визит в качестве президента России Дмитрий Медведев совершил именно в Казахстан, который поглядывает в сторону альтернативных схем поставок своей нефти на мировые рынки. Россия, в свою очередь, не заинтересована в потере, даже частичной, надежного партнера. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заверил российскую сторону: «Мы не собираемся никого обходить, если нам предоставят соответствующие возможности».

Беларусь пока не заявляет о своей позиции явно, чтобы не раздражать Россию, считает Т.Маненок: «В кулуарах чиновники говорят, что проект очень хороший. Правда, они скептически оценивают вероятность того, что Казахстан будет участвовать в этом проекте. Сейчас ситуация с поставками российской нефти у нас более чем благополучная, но надо думать о перспективе. Ведь у России есть проект строительства второй ветки Балтийской трубопроводной системы (БТС-2) в обход Беларуси».

Впрочем, как сообщил на минувшей неделе заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Михаил Осипенко, белорусская сторона пока не получала предложений об участии в проекте по прокачке нефти по нефтепроводу Одесса-Броды.

«Такие планы имелись и в прежние годы, но пока конкретных предложений белорусская сторона не получала, — цитирует его БелаПАН. — Более того, у нас есть информация, что и компания, которая прокачивает в реверсном режиме определенные объемы нефти по этому трубопроводу, не извещена о том, что нефтепровод будет работать в аверсном режиме».

На первом этапе реализации этого проекта идет обсуждение о строительстве нитки в направлении Гданьска. По информации зампредседателя «Белнефтехима», технико-экономическое обоснование строительства перемычки на участке Бобовичи-Костюковичи уже разработано. Она должна связать южную нитку с Одессой и северной ниткой, которая идет через Новополоцк и далее на Вентспилс.

Белорусской стороне необходима, прежде всего, гарантия, что по этой трубе будет перекачиваться нефть. Стоимость участия Беларуси в этом проекте не называется, срок его окупаемости для нашей страны может составить 3 года при условии, что труба будет загружена.

Однако в любом случае решение о том, принимать или не принимать участие в этом проекте, Беларусь будет принимать после консультации с Россией. «Эта нефть нам не нужна, мы здесь можем выступать только как транзитеры», — отметил зампредседателя концерна.

В любом случае, быстрой развязки в этом вопросе ожидать не следует, считают эксперты. О желании использовать нефтепровод Одесса — Броды в прямом направлении украинская сторона говорит давно. Но необходимого количества сырья для наполнения трубы пока нет.

По мнению украинского эксперта, директора энергетических программ Центра имени Разумкова Владимира Сапрыкина, прокачка нефти в Европу по трубопроводу Одесса-Броды станет возможной не ранее, чем через два года, когда Казахстан и Азербайджан смогут увеличить добычу нефти, чтобы обеспечить наполняемость нефтепровода, сообщает РИА «Новости». При этом России надо более спокойно относиться к проекту Одесса — Броды или же самой становиться его частью, полагает В.Сапрыкин.

Нефтепровод Одесса — Броды построен между городами Одесса и Броды (Львовская область), где осуществлена стыковка с нефтепроводом «Дружба». Эксплуатационная длина — 675 км, проектная мощность — 14,5 млн. тонн нефти в год, стоимость — 200 млн. долларов. Первоначальной целью строительства нефтепровода был транзит каспийской нефти в обход России в Центральную Европу, а в перспективе — и в порты Балтийского моря. Нефтепровод строился на протяжении 1996-2001 годов. После завершения постройки нефтепровод три года не был загружен, после чего было принято решение о начале его работы в реверсном режиме, то есть в партнерстве с Россией. Нефть из нефтепровода «Дружба» поступает до терминалов украинского порта Южный. В 2007 году по трубопроводу Одесса — Броды в реверсном режиме прокачано 9 млн. 56 тыс. тонн нефти.
 
 

Последние новости рубрики


Сентябрь 2024 | Август 2024 | Июнь 2024 | Май 2024 | Апрель 2024 | Март 2024 | Январь 2024 | Ноябрь 2023 | Август 2023 | Июль 2023 | Май 2023 | Март 2023 | Февраль 2023 | Январь 2023 | Октябрь 2022 | Август 2022 | Июль 2022 | Май 2022 | Апрель 2022 | Март 2022 | Февраль 2022 | Январь 2022 | Декабрь 2021 | Ноябрь 2021 | Октябрь 2021 | Сентябрь 2021 | Август 2021 | Июль 2021 | Июнь 2021 | Май 2021 | Апрель 2021 | Март 2021 | Февраль 2021 | Январь 2021 | Декабрь 2020 | Ноябрь 2020 | Октябрь 2020 | Сентябрь 2020 | Август 2020 | Июль 2020 | Июнь 2020 | Май 2020 | Апрель 2020 | Март 2020 | Февраль 2020 | Январь 2020 | Декабрь 2019 | Ноябрь 2019 | Октябрь 2019 | Сентябрь 2019 | Август 2019 | Июль 2019 | Июнь 2019 | Май 2019 | Апрель 2019 | Март 2019 | Февраль 2019 | Январь 2019 | Декабрь 2018 | Ноябрь 2018 | Октябрь 2018 | Сентябрь 2018 | Август 2018 | Июль 2018 | Июнь 2018 | Май 2018 | Апрель 2018 | Март 2018 | Февраль 2018 | Январь 2018 | Декабрь 2017 | Ноябрь 2017 | Октябрь 2017 | Сентябрь 2017 | Август 2017 | Июль 2017 | Июнь 2017 | Май 2017 | Апрель 2017 | Март 2017 | Февраль 2017 | Январь 2017 | Декабрь 2016 | Ноябрь 2016 | Октябрь 2016 | Сентябрь 2016 | Август 2016 | Июль 2016 | Июнь 2016 | Май 2016 | Апрель 2016 | Март 2016 | Февраль 2016 | Январь 2016 | Декабрь 2015 | Ноябрь 2015 | Октябрь 2015 | Сентябрь 2015 | Август 2015 | Июль 2015 | Июнь 2015 | Май 2015 | Апрель 2015 | Март 2015 | Февраль 2015 | Январь 2015 | Декабрь 2014 | Ноябрь 2014 | Октябрь 2014 | Сентябрь 2014 | Август 2014 | Июль 2014 | Июнь 2014 | Май 2014 | Апрель 2014 | Март 2014 | Февраль 2014 | Январь 2014 | Декабрь 2013 | Ноябрь 2013 | Октябрь 2013 | Сентябрь 2013 | Август 2013 | Июль 2013 | Июнь 2013 | Май 2013 | Апрель 2013 | Март 2013 | Февраль 2013 | Январь 2013 | Декабрь 2012 | Ноябрь 2012 | Октябрь 2012 | Сентябрь 2012 | Август 2012 | Июль 2012 | Июнь 2012 | Май 2012 | Апрель 2012 | Март 2012 | Февраль 2012 | Январь 2012 | Декабрь 2011 | Ноябрь 2011 | Октябрь 2011 | Сентябрь 2011 | Август 2011 | Июль 2011 | Июнь 2011 | Май 2011 | Апрель 2011 | Март 2011 | Февраль 2011 | Январь 2011 | Декабрь 2010 | Ноябрь 2010 | Октябрь 2010 | Сентябрь 2010 | Август 2010 | Июль 2010 | Июнь 2010 | Май 2010 | Апрель 2010 | Март 2010 | Февраль 2010 | Январь 2010 | Декабрь 2009 | Ноябрь 2009 | Октябрь 2009 | Сентябрь 2009 | Август 2009 | Июль 2009 | Июнь 2009 | Май 2009 | Апрель 2009 | Март 2009 | Февраль 2009 | Январь 2009 | Декабрь 2008 | Ноябрь 2008 | Октябрь 2008 | Сентябрь 2008 | Август 2008 | Июль 2008 | Июнь 2008 | Май 2008 | Апрель 2008 | Март 2008 | Февраль 2008 | Январь 2008 | Декабрь 2007 | Ноябрь 2007 | Октябрь 2007 | Сентябрь 2007 | Август 2007 | Июль 2007 | Июнь 2007 | Май 2007 | Апрель 2007 | Март 2007 | Февраль 2007 | Январь 2007 | Декабрь 2006 | Октябрь 2006 | Сентябрь 2006