infobaza.by / статьи / автобаза / в.сосновский: отрасль в целом справилась с задачей

В.Сосновский: отрасль в целом справилась с задачей

Журнал «АвтоБаза», №2-2009

Владимир Сосновский. Фото - infobaza.by29 января в Минске состоялось расширенное заседание коллегии Министерства транспорта и коммуникаций. Об итогах социально-экономического развития Минтранса в 2008 г. и задачах на 2009 г. рассказал министр Владимир СОСНОВСКИЙ.

Отрасль в целом справилась с поставленными перед ней задачами, обеспечив страну транспортными услугами. Транспортом общего пользования перевезено более 248,5 млн т грузов, или 106,8% к соответствующему периоду прошлого года, и более 1,4 млрд чел. (85,9%). Проделана значительная работа по организации белорусскими транспортно-экспедиционными компаниями морских перевозок внешнеторговых грузов, объем которых составил порядка 4,2 млн т, что на 12,4% больше, чем в 2007 году.

Снижение в прошлом году объема перевозок пассажиров к уровню 2007-го на 14% связано с сокращением количества поездок льготных категорий пассажиров, изменением системы их учета, увеличением числа автомобилей в личной собственности. В то же время на воздушном транспорте рост объема перевезенных пассажиров составил 126,6% по отношению к 2007 г.

Транспортники обеспечили темп роста платных транспортных услуг за 2008 год на уровне 114% в сопоставимых ценах, населением уплачено за оказанные услуги 1,8 трлн руб. Поставлена задача в 2009 году обеспечить рост платных транспортных услуг на уровне 110%.

За 2008 год по сравнению с 2007-м достигнут рост большинства как объемных, так и финансовых показателей, характеризующих эффективность использования транзитных возможностей республики. В частности, на железнодорожном транспорте обеспечено увеличение объема перевезенных транзитных грузов на 3,1%, доходов - на 21,6%; на воздушном транспорте количество полетов иностранных воздушных судов увеличилось на 15,8%, доходы - на 25,7%; на автомобильном транспорте транзитные поездки иностранных грузовых автомобилей увеличились на 29,4%, автобусов - на 8,2%.

В целях сокращения времени пересечения границы при въезде в Беларусь таможенными органами будет продолжена работа по созданию автоматизированной системы управления процессами контроля на автодорожных пунктах пропуска. Эта система уже введена в опытную эксплуатацию на Ошмянской таможне.

Правительством утверждена Программа развития логистической системы на период до 2015 года. Одной из важнейших задач таких центров является организация и реализация рациональных схем товародвижения на территории республики и других государств на основе единого технологического и информационного процесса. Это позволит обеспечить дальнейшее увеличение транзитных перевозок через территорию Республики Беларусь.

2008 год продемонстрировал стабильный рост показателей внешней торговли транспортными услугами.

Темпы роста услуг автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта за 2008 год по отношению к 2007-му составил 130%. Его удельный вес в экспорте услуг республики составляет 41,5%. Рост обеспечен всеми видами транспорта.

Это позволило получить положительное сальдо внешней торговли транспортными услугами, сумма которого составила 1241 млн долларов США.

Показатели роста могли быть и выше, однако влияние мирового финансового кризиса повлекло снижение их темпов. Тенденция падения объемов производства в соседних странах явилась следствием снижения объемов грузовых перевозок в международном сообщении.

В январе 2009 г. началась конкретная работа по реализации договоренностей, достигнутых с Россией по выносу функций транспортного контроля на внешнюю границу Союзного государства. На двух пунктах пропуска (Каменный Лог и Козловичи) в течение первого квартала 2009 г. уже организованы мероприятия по проведению эксперимента, позволяющего впоследствии распространить его на всю внешнюю границу Союзного государства.

Минтранс намерен продолжить работу по расширению правовой базы организации международных перевозок и поиск альтернативных рынков транспортных услуг. Планируется подписать межправительственные соглашения в области международного автомобильного сообщения с такими стратегическими партнерами, как Великобритания, Греция, Туркменистан, в области воздушного транспорта - с Ливией; завершить уже начатую работу по подписанию Меморандума о взаимопонимании с Китаем о развитии сотрудничества в области транспорта.

При этом особое внимание предполагается уделить сотрудничеству с основными международными организациями в области транспорта - Международным транспортным форумом, Комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК ООН, Организацией сотрудничества железных дорог.

Организациями автомобильного транспорта приобретено 1027 автобусов, 515 грузовых автомобилей и 206 прицепов и полуприцепов.

Министерством в 2008 году обеспечено выполнение важнейших инвестиционных проектов. К сожалению, пока отсутствуют инвестиции в развитие внутреннего водного и морского транспорта. Недостаточен объем инвестиций и в обновление основных фондов воздушного транспорта.

В 2008 году Белорусской железной дорогой приобретено 793 грузовых вагона, 4 пассажирских тепловоза ТЭП70БС, 1 тепловоз для детской железной дороги, 2 пассажирских вагона габарита ВЛАБ РИЦ.

В 2008 году в полном объеме выполнены задания по реконструкции и строительству автомобильных дорог и мостов в соответствии с Государственной инвестиционной программой.

Реализованы следующие инвестиционные проекты 2008 года: «Внедрение технологии устройства тонко-слойных покрытий на магистральных автодорогах с использованием специального оборудования для приготовления модифицированных вяжущих и асфальтобетонных смесей» (освоено 50,7 млрд руб.); «Модернизация автоматизированной системы управления бетоносмесительным цехом» и «Модернизация автоматизированной системы управления «пропаркой» мостовых изделий» (освоено 370 млн руб.); «Реконструкция судоходного шлюза «Дубой» под мини-ГЭС «Дубой» на Днепро-Бугском канале Пинского района» (освоено 400 млн рублей).

В 2008 году с участием отраслевой науки выполнялись такие значимые инновационные проекты, как информационное обеспечение пассажирских автобусных перевозок, внедрение системы функционирования цифрового тахографа; совершенствование технологических процессов технического обслуживания и ремонта подвижного состава; разработка ресурсо- и энергосберегающих технологий для усиления конструкций дорожных покрытий, приготовления асфальтобетонных смесей и др.

Проводились соответствующие разработки и в области железнодорожного и авиационного транспорта. Всего разрабатывалось 43 инновационных проекта.

На финансирование инновационных проектов в 2008 г. затрачено более 356 млрд руб., в результате реализовано 15 проектов. В том числе проведено обновление активной части производственных фондов организаций за счет приобретения современной техники и оборудования для выполнения работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог на сумму более 120 млрд руб. Выполнен ремонт 191 км магистральной автомобильной дороги М1/Е30 (Брест - граница РФ) с применением технологии устройства тонкослойных покрытий с использованием специального оборудования для приготовления модифицированных вяжущих и асфальтобетонных смесей и другие проекты.

В 2009 году правительством ставится задача освоить в транспортной отрасли 2,3 трлн руб. инвестиций (123% в сопоставимых ценах).

Финансирование инновационных проектов преду-смотрено в объеме более 426 млрд руб., в том числе средств инновационного фонда Минтранса - более 3,0 млрд руб.

В 2009 г. особое внимание необходимо уделить проектам Минтранса, включенным в Государственную программу инновационного развития Республики Беларусь на 2007 - 2010 годы, поскольку в условиях финансового кризиса необходимо целенаправленно и в кратчайшие сроки провести техническое перевооружение предприятий отрасли за счет внедрения инноваций и энергосберегающих технологий, а также проведения политики либерализации экономики.

В 2009 г. будут проведены исследования состояния и перспектив развития рынка железнодорожных перевозок и разработана Программа развития Белорусской железной дороги до 2015 года.

Выполнена программа по ремонту автомобильной дороги М-1/Е30 Брест (Козловичи) - Минск - граница Российской Федерации (Редьки) (в 2008 году текущим ремонтом отремонтировано 357 км дороги одного направления, капитальным ремонтом отремонтировано 224 км дороги одного направления).

Построено и реконструировано 175 км дорог и более 1,2 тыс. погонных метров мостов: по республиканским дорогам - 65,3 км дорог и 900,6 пог. метров мостов и местным - 110 км дорог и 334,7 пог. метров мостов.

Завершены строительство мостов через р. Западная Двина на обходе г. Витебска и в районе г. Верхнедвинска. Благоустроены с увеличением числа полос движения участки дорог на подходах к пунктам пропуска «Бенякони», «Котловка», «Мокраны», «Новая Гута».

Государственная программа возрождения и развития села в 2008 году в части модернизации автомобильных дорог общего пользования выполнена в полном объеме.

В 2009 году необходимо обеспечить непрерывное и безопасное движение транспорта, транзитную привлекательность Республики Беларусь, продолжить реконструкцию и ввести в эксплуатацию участки дорог на направлениях Минск - Витебск (15,8 км), Минск - Гомель (1,0 км), Минск - Гродно (10,3 км), Минск - Могилев (12,3 км), Гомель - Кобрин (1,6 км), Витебск - Лиозно (9,7 км), Кобрин - Мокраны (7,0 км), Полоцк - Глубокое - Котлов-ка (5,7 км); необходимо завершить работы по строительству путепровода через железную дорогу в г. Шклове, ввести в эксплуатацию мосты через р. Сож в Кричеве и Гомеле. Поставлена задача ускорить строительство моста через р. Сож в Гомеле и ввести его в эксплуатацию в 2009 году (при запланированном сроке ввода в 2010 году).

В 2008 году обеспечен рост объема промышленного производства отрасли. Промышленными организациями произведено товарной продукции на сумму 658,8 млрд руб., или 113,3% в сопоставимых ценах.

Обеспечено выполнение задания по сокращению запасов готовой продукции на складах. За 2008 год их уровень составил 27,3% от среднемесячного объема промышленного производства.

Для отрасли ставится новая задача: организация в стране пассажирского вагоностроения и производство грузового железнодорожного подвижного состава (создание совместного предприятия по сборке пассажирских вагонов на Гомельском вагоноремонтном заводе совместно с ОАО «Крюковский вагоностроительный завод»).

В 2009 году темп роста объема производства промышленной продукции к 2008-му в сопоставимых ценах должен составить 110,5%.

Показатель по энерго-сбережению обеспечен на уровне установленного на 2008 г. задания - 12%. Реализованы такие крупные энергоэффективные мероприятия, как передача нагрузки котельной вагонного депо Могилев на источники РУП «Могилевэнерго»; введение в эксплуатацию мини-ТЭЦ суммарной мощностью 0,3 МВт на ПРУП «Брестский электротехнический завод»; модернизация котельной в локомотивном депо Лунинец мощностью 6,4 МВт.; введение в эксплуатацию малой ГЭС «Дубой» мощностью 330 кВт на Днепро-Бугском канале Пинского района: финансовые затраты составили около 1,5 млрд руб.

Текст выступления печатается в изложении и с сокращениями

Читайте также: