Адрес в Интернет: http://www.infobaza.by/article/agro/slivkimoloko/
|
Журнал «АгроБаза», №4-2009, 01.04.2009 г.
Предприятия Минсельхозпрода Беларуси в нынешнем году намерены увеличить экспорт своей продукции по сравнению с прошлым годом на 30%. Заявка, что и говорить, очень серьезная. Похоже, именно мировой кризис заставил белорусские предприятия активизировать продвижение своей продукции за рубежом, осваивать новые рынки сбыта, сохраняя прежние. Естественно, в конкурентной борьбе выигрывает тот, кто предлагает не только высококачественный, но и приемлемый по цене товар. Чтобы экспорт белорусской молочной продукции был более выгодным, недавно правительство снизило закупочные цены на молоко на 10%. О сложившейся ситуации с поставками молочной продукции за пределы республики рассказывает начальник Главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйств и продовольствия Яков Пустошило.
- Мы убедились в том, что прежний маркетинг во многом был малоэффективен, поэтому в нынешнем году белорусские предприятия начали использовать новые формы и методы продвижения молочной продукции. Если раньше в Россию и другие страны СНГ продукция направлялась через посреднические фирмы, то теперь в основном напрямую. Для этого создаются совместные предприятия, торговые дома, дилерские центры.
Основу молокоперерабатывающей отрасли составляют 53 предприятия, и большинство из них сосредоточены в малых городах. Там они являются градообразующими предприятиями, и от уровня их развития зависит экономика района. Поэтому для повышения качества и расширения номенклатуры молочной продукции на этих предприятиях проводится техническая и технологическая модернизация. Только за два последних года технически переоснащено 32 молочных и сыродельных завода, что позволило расширить ассортимент продукции до 1 000 наименований. Многие районные молочные заводы стали филиалами таких крупных молочных гигантов, как ОАО «Савушкин продукт», ОАО «Бабушкина крынка», ОАО «Молочный Мир».
В 2008 году предприятия Минсельхозпрода экспортировали 2,6 млн т молочных продуктов на сумму $1,1 млрд. По¬ставки осуществлялись в 28 стран, причем на Российскую Федерацию пришлось почти 94% экспорта. В текущем году планируется начать экспорт сухого обезжиренного и цельного молока в Ирландию и Алжир. Увеличатся поставки СОМ в Иран и Венесуэлу. В 2008 году в Венесуэлу было отгружено 2 тыс. т сухого цельного молока. В нынешнем году объем поставок планируется увеличить до 7 тыс. т.
В настоящее время к качеству работы менеджеров предъявляются самые жесткие требования. Нужно уметь анализировать биржевые котировки, просчитывать перспективы рынка в той или иной стране и с учетом конъюнктуры рекомендовать увеличение производства того или иного вида продукции. К примеру, сейчас наибольшим спросом пользуется цельномолочная продукция и сыры. Словом, маркетинговая политика сегодня должна быть как никогда гибкой и управляемой. Однако на некоторых предприятиях в связи с необходимостью снижения затрат на производстве сокращают как раз менеджеров, то есть специалистов, наиболее сведущих в продовольственном бизнесе. Наверное, это не совсем правильно.
Безусловно, сокращать издержки на предприятиях необходимо. Поэтому и были сделаны шаги по снижению закупочных цен на молоко. Это и есть рациональное государственное регулирование закупочных цен. В себестоимости продукции цена сырья в отрасли превышает 70% (на той же «Бабушкиной крынке» она, к примеру, составляет 78%). Но есть и другие предпосылки для снижения непроизводственных издержек. Это снижение транспортных расходов, переспециализация производств, объединение молочных заводов с сельхозпред¬приятиями, откуда поступает сырье для переработки. Тогда сырье обойдется переработчикам дешевле.
Сократить затраты на производство продукции, чтобы снизить ее себестоимость, позволят энергосберегающее оборудование, которое устанавливается повсеместно на предприятиях, и современные технологии, в основе которых лежит безотходное производство. К примеру, до 2010 года планируется создать четыре крупных центра по производству сухой сыворотки, что позволит обеспечить ею все пищевые предприятия республики и организовать экспорт данной продукции. Хотя сегодня из жидкой сыворотки уже вырабатывается широкая гамма молочной продукции, однако потенциал этого сырья используется далеко не полностью. Теряется дополнительная выручка, снижается рентабельность продукции. В настоящее время большинство молочных перерабатывающих предприятий имеют почти нулевую или около 1% рентабельность.
Однако есть примеры и эффективной работы молочных предприятий. Так, Минские молочные заводы №2 и №3 объединились в холдинг. Уже в этой структуре экспорт в Москву они увеличили на 85%, в целом на Россию - на 30%. А «Савушкин продукт» нарастил экспорт в 1,5 раза. Чтобы работать прибыльно, необходимо сделать экспорт более выгодным. Пока же экспортные цены на молочную продукцию оставляют желать лучшего. С убытком продавали в конце прошлого года твердые сыры, сливочное масло. Так, сухое обезжиренное молоко реализовывали на внешний рынок по $2,2 за килограмм, в то время как еще недавно цена на него составляла $4.
На экспорт направляется около 60% вырабатываемой цельномолочной продукции. Ведь если есть «большое молоко», то кто-то же должен снять с него сливки? Главное - сохранить рынки сбыта, уменьшить складские запасы и, не останавливаясь на полпути, продвигать свою продукцию, проводя более гибкую маркетинговую политику.
Татьяна Николаева
© ООО "Гольфстрим", 2007-2023.